поступков. Нетрудно видеть общее меж ду такой каузальной анатомией добра и
зла и рас смотренными выше отдельными воспитательными воз действиями: и в
том, и в другом случае основой слу жат непосредственно значимые для человека
события, которые связываются с их источниками, породившими условиями,
получающими вследствие этого опосред ствованное мотивационное значение.
Особенно отчет ливо такое строение воздействий, направленных на изменение
мотивационных отношений человека, просматривается в баснях, сатире и,
разумеется, в сказ ках, поощряющих, например, добрые дела женой-красавицей и
половиной царства или долгой счастливой жизнью. В масштабах истории
человечества религия представляет собой несомненно один из самых опытных и
5
Такое спонтанное Суждение» человеческих развития мотивации, не вания.
з"
или специально организованное «про-потребностей может служить примером
охватываемого принципом опосредство-
67
|