Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 283 
Next page End  

  рнваемые  нами конкретно-психологические процессы,  лежащие  в основе 
воспитания,  редко становились  предметом специального изучения, хотя
затрагивались  при обсуждении, например, традиционного вопроса об 
использовании в воспитательной практике поощрений  и наказаний.     Подобную 
направленность сохраняет и современ ная педагогическая литература (Азаров,
1985; Мака ренко, 1956; Сухомлинский, 1979—1980). По утверж дению Л. И.
Божович, «...в настоящее время в педа гогике вообще  не поставлена проблема
воспитания  по'ребкостей: она не выдвигается в качестве специ- ачьной задачи
воспитания; такого раздела нет в пе дагогических учебниках, нет его и в
программе вос питательной работы школы»  (1972. С. 34). Уровень  изученности
проблем воспитания отчетливо рефлекси- руется П. В. Симоновым и П. М.
Ершовым:  «Согла шаясь с тем, что воспитание есть формирование обще ственно
ценных потребностей, мы прежде всего обна руживаем крайнюю  ограниченность
наших  реальных  знаний об этой области высшей нервной (психической) 
деятельности человека. <:...> Воспитание до сих пор  остается преимущественно
искусством, и выдающиеся  представители этой сферы человеческой деятельно
сти—Макаренко,  Корчак, Сухомлинский—являются  нам скорее в образе
«художников», чем «инженеров»  человеческих душ. Подлинно научная теория
воспита ния в общепринятом смысле слова «теория» по-преж нему остается делом
будущего» (1984. С. 145).    Из-за указанных причин в педагогических учениях 
трудно найти дословную поддержку рассматриваемо му тезису о неизбежности
использования уже сущест вующей мотивации для формирования  новых мотива
ционных отношений, хотя имплицитно он обычно со держится в приводимых
примерах, указаниях на не обходимость индивидуального подхода в   практике 
воспитания, знания увлечений и душевных  качеств  воспитываемого лица,
обязательность его эмоциональ ного вовлечения в ситуации, способные открыть
новые  ценности и отношения. «...Чрез чувства должно все лять во младую душу
первые приятные знания и пред ставления и сохранять их в  ней» (Новиков, 1985. 
С. 333); условием этому является возбуждение уже имеющейся  мотивации, ибо
«нет ни единой из потреб-
                             69
Hosted by uCoz