рнваемые нами конкретно-психологические процессы, лежащие в основе
воспитания, редко становились предметом специального изучения, хотя
затрагивались при обсуждении, например, традиционного вопроса об
использовании в воспитательной практике поощрений и наказаний. Подобную
направленность сохраняет и современ ная педагогическая литература (Азаров,
1985; Мака ренко, 1956; Сухомлинский, 19791980). По утверж дению Л. И.
Божович, «...в настоящее время в педа гогике вообще не поставлена проблема
воспитания по'ребкостей: она не выдвигается в качестве специ- ачьной задачи
воспитания; такого раздела нет в пе дагогических учебниках, нет его и в
программе вос питательной работы школы» (1972. С. 34). Уровень изученности
проблем воспитания отчетливо рефлекси- руется П. В. Симоновым и П. М.
Ершовым: «Согла шаясь с тем, что воспитание есть формирование обще ственно
ценных потребностей, мы прежде всего обна руживаем крайнюю ограниченность
наших реальных знаний об этой области высшей нервной (психической)
деятельности человека. <:...> Воспитание до сих пор остается преимущественно
искусством, и выдающиеся представители этой сферы человеческой деятельно
стиМакаренко, Корчак, Сухомлинскийявляются нам скорее в образе
«художников», чем «инженеров» человеческих душ. Подлинно научная теория
воспита ния в общепринятом смысле слова «теория» по-преж нему остается делом
будущего» (1984. С. 145). Из-за указанных причин в педагогических учениях
трудно найти дословную поддержку рассматриваемо му тезису о неизбежности
использования уже сущест вующей мотивации для формирования новых мотива
ционных отношений, хотя имплицитно он обычно со держится в приводимых
примерах, указаниях на не обходимость индивидуального подхода в практике
воспитания, знания увлечений и душевных качеств воспитываемого лица,
обязательность его эмоциональ ного вовлечения в ситуации, способные открыть
новые ценности и отношения. «...Чрез чувства должно все лять во младую душу
первые приятные знания и пред ставления и сохранять их в ней» (Новиков, 1985.
С. 333); условием этому является возбуждение уже имеющейся мотивации, ибо
«нет ни единой из потреб-
69
|