Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 283 
Next page End  

  ностей наших, удовлетворение которой не имело бы  в себе приятности» (там же.
С. 335).     Исключительное значение  эмоций  для развития  человека подчеркивал
К. Д. Ушинский — один из не многих педагогов, не считавших возможным
рассмат ривать проблемы воспитания в отрыве от психологи ческих знаний:
«...Воспитание, не придавая абсолют ного значения чувствам ребенка, тем не
менее в на правлении их должно видеть свою  главную задачу»  (1950. Т. 10. С.
537). Обнаружив, вопреки такому  значению чувств для воспитания, «отсутствие
всякой  попытки анализа  чувствований и страстей во всех  педагогиках, за
исключением бенековской» (там же.  С. 479), К. Д. Ушинский провел огромную
работу для  устранения этого пробела в педагогике, предложив в  итоге учение о
чувствованиях, продолжающее быть  актуальным и сегодня.     К  сожалению,
последняя часть этого учения, в  которой было намечено изложить следующие из
него  «педагогические приложения», осталась незавершен ной. Однако
подготовленный к ней материал вполне  однозначно указывает на то, что  эмоция
является  обязательным элементом воспитательных воздействий,  хотя
обнаруживается в них достаточно разнообразно.  Приведем для примера текст,
раскрывающий необхо димое отношение воспитателя к эмоциям в случае их 
использования в качестве поощрений  и наказаний:  «Сама природа указывает нам
на это отношение: если  не всегда, то очень часто она употребляет наслажде ние,
чтобы вынудить человека к необходимой для него  и для нее деятельности, и
употребляет страдание, что бы удержать его от деятельности вредной. В такое же 
отношение должен стать и воспитатель к этим явле ниям человеческой души:
наслаждение  и страдание  должны быть для него не целью, а средством вывести 
душу воспитанника на путь прогрессивного свободно го труда, в котором
оказывается все доступное чело веку на земле счастье». «Глубокие и обширные
фило софские и психологические истины доступны только  воспитателю, но не
воспитаннику, и потому воспита тель должен руководствоваться ими, но не в
убежде нии воспитанника в их логической силе искать для того средств. Одним из
действительнейших средств к тому являются наслаждения   и  страдания, которые
                             70
воспитатель может по воле возбуждать в душе вос питанника и там, где они не
возбуждаются сами со бою как последствия поступка» (там же. С. 512—513). 
Эмоции  же могут быть возбуждены  только тем, что  имеет отношение к
существующим потребностям чело века.     В концепции А. Н. Леонтьева
отчетливо выделен  феномен «сдвига мотива на цель» (1972. С. 304), пред
ставляющий собой один из вариантов мотивационного  опосредствования. Другие
варианты этого процесса  можно по  аналогии обозначить как сдвиг мотива на 
условие, средство, сигнал, символ и другие значимые  для его достижения
моменты. Такого рода «сдвиги»  иногда отчетливо рефлексируются в
психологической  литературе, рассматривающей практику воспитания:  «Опираясь
на имеющийся мотив, ставят в зависимость  от него тот новый мотив
деятельности, который нуж но сформировать, т. е. сближают, соединяют эти мо
тивы, создавая их единый сплав до тех пор, пока не  возникнет органически новый
мотив» (Крутова, 1969.  С. 19). Однако чаще идея мотивационного опосредст
вования встречается в этих работах в невычлененном  виде, как составная часть
Hosted by uCoz