некоторой системы педаго гических или психотерапевтических рекомендаций
(напр., Бибрих, Орлов, 1986; Джайнотт, 1986; Орлов, 1987; Спиваковская, 1986).
Так, эффекты групповой психотерапии (Либих, 1979) или, в педагогике, вос
питания в коллективе (Мудрик, 1984; Немов, Кирпич ник, 1988) обеспечиваются, в
частности, тем, что не безразличное отношение человека к мнению окружаю щих
людей используется для изменения его отноше ний к другим явлениям.
Мотивационное опосредство- вание здесь явно имеет место. Укажем, наконец,
на данные из области мотиваци-онной саморегуляции и, в частности,
самовоспитания, в которых тоже можно найти поддержку рассматриваемому
тезису об опосредствованности новых моти-вационных отношений уже
существующей мотивацией. В целом они подтверждают одно из центральных по-
ложений учения о высших психических функциях (Выготский, 1983а), согласно
которому внутренние средства, используемые человеком для управления
собственной деятельностью, представляют собой те же самые, только
интериоризованные внешние средства,
71
|