Соотношение мотивационного обусловливания и опосредствования
Уровень отражения как основа отличий. Процессы обусловливания в типичном
случае осуществляются, причем всеми составляющими их моментами, на уров не
непосредственно-чувственного отражения. Они ини циируются реальным
подкрепляющим воздействием (1), вызывающим столь же реальную эмоцию (2),
ко торая, подчиняясь наглядно отражаемой в данной ситуации связи между
двумя событиями (3), переклю чается на сигнальный (условный) раздражитель (4)
и тем обеспечивает его эмоциональное восприятие в будущем. Главным
«воспитателем» в случае обуслов ливания является конкретная и реально
воспринима емая ситуация, объективные свойства которой служат основой для
непосредственного развития новых моти- вационных отношений. Процессы же
мотивационного опосредствования ча стично или полностью происходят на
основе представ ляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследст вие
полученной словесной информации событий, т. е. предполагают высшие
уровни отражения и совер шаются в «образе мира», а не в образе реально вос
принимаемой ситуации. От процессов обусловливания мотивационное
опосредствование отличает прежде всего отсутствие непосредственно-
чувственных под крепляющих воздействий (1), вместо которых форму лируются
те или иные воспитательные аргументы. Когда ребенок обжигает себе палец или
устраивает пожар, то боль и страх в качестве реальных подкреплений без
дополнительных разъяснений придают новое мотивационное значение спичкам и
игре с ними, при ведшей к этим событиям. Если сопоставить этот при мер с
аналогичным по содержанию случаем опосредствования, когда взрослый пытается
добиться того же, долго и с впечатляющими деталями рассказывая об ужасах, к
которым может привести игра со спичками, то главное отличие, как видно,
обнаруживается в том, что ни страшных ожогов, ни горя пострадавших от пожара
того, что, несомненно, служило бы безотказным подкреплением при таком
воспитательном воздействии фактически нет, а только должно быть представлено.
74
Не воспринимаются, а представляются воспитыва емым лицом, как правило,
также и те предметы, кото рым мотивационное опосредствование должно придать
новое значение (4), и тем более связь между ними и подкрепляющими
аргументами воспитательного воз действия (3), которая, как отмечалось выше,
иногда устанавливается воспитателем произвольно и воспи тываемому лицу
может казаться неубедительной. Та ким образом, в случае мотивационного
опосредство вания воспитывает не воспринимаемая ситуация, а другой человек,
пытающийся вовлечь воспитываемого в ситуацию воображаемую и посредством
этого произ вести у него желательные мотивационные изменения. Однако
важно подчеркнуть, что такой переход мо- тивационных процессов на новый
уровень отражения, свойственный человеческой психике, влечет за собой не
только существенное расширение возможностей воспитания и сферы доступных
ему явлений, но и оп ределенную потерю. Это касается прежде всего глав ного
элемента обсуждаемого процесса эмоционального переключениясамой
эмоции (2), которая из-за от сутствия непосредственных эмоциогенных
воздействий перестает быть неминуемой и возникает в зависимо сти от искусства
|