более удобных словесных разъяснений в практике часто используются
смешанные виды воспитательных воздействий, в том или ином соотношении
сочетающие реально воспринимаемые и воображаемые события. Один из
таких видов переключение на представляемое содержание эмоции, вызванной
безусловным воздействием, выше уже упоминался. Здесь можно добавить, что в
качестве подаренного случаем удобного основания для оказания воспитательного
воздействия используются не только безусловные эмоции. Как уже отмечалось,
при мотивационном опосредствовании воспитатель обеспечивает, во-первых,
возникновение эмоции, причем явно не безусловнорефлектор-ного
происхождения, во-вторых, ее переключение на нужное содержание. Естественно,
.что его задача только облегчается, если такая же или подобная эмоция возникает
в жизни без его участия. Огорчение ребенка от неуспеха в школе почти
автоматически вызывает у родителей слова о его недостаточно серьезном отно
шении к учебе, радость от достижения успеха о полезности предшествовавших
ему усилий и т. п. Подобное, хотя, по всей видимости, более сложное
79
|