Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 283 
Next page End  

  соотношение между воспринимаемым  и представляе  мым обнаруживают 
случаи использования в качестве  наглядного воспитательного аргумента
примеров дру гих людей. Возникающее желание  обладать наблю даемыми у них
качествами, способностями, социаль ным признанием или  боязнь оказаться в
положении  страдающего, осуждаемого, осмеиваемого тоже могут  использоваться
в воспитании для переключения на  разъясняемые  причины воспринимаемых 
примеров:  моральные свойства, трудолюбие и т. п. В данном слу чае от
воспитываемого требуется представление как  этих причин и их связи с
наблюдаемыми следствиями,  так и самого себя на месте воспринимаемого лица.   
Наряду  со случаями, в которых наличная эмоция  переключается на
представляемое содержание, можно  выделить другой вид   смешанных 
воспитательных  воздействий, в которых, напротив, воспитатель пыта ется на
воспринимаемое в реальной ситуации содер жание направить некоторую
специально вызываемую  эмоцию. Это имеет место, например, в случае эмоци
онального закрепления реально обнаруживаемых вос питываемым лицом 
отношений и  действий. Правда,  когда за усидчивость в занятиях ребенок
хвалится,  награждается лаской или лакомством, т. е. подкреп ляется по типу
инструментального обусловливания,  вызываемый таким воздействием
эмоциональный про цесс осуществляется практически в пределах реально 
воспринимаемых событий. Но если воспитатель под крепляет усидчивость
образом будущих преимуществ  и успехов («скоро ты будешь совсем хорошо
читать»), то такое воздействие уже имеет признаки мотивацион- ного
опосредствования, только не с представляемым,  а указываемым в ситуации
явлением, к которому за крепляется нужное отношение.    Для наглядности
обозначенные виды воспитательного воздействия (и соответствующие варианты
процесса эмоционального переключения) можно изобразить схематически. Если
оба задействованных в переключении явления: имеющее мотивационное значение,
т. е. являющееся основанием воспитания, и приобретающее  такое значение, т. е.
выступающее в качестве цели воспитания, обозначить прямоугольниками, причем 
сплошной  линией — реально  воспринимаемые
                            80
явления, а пунктирной — представляемые, то получим следующую  картину:
   Схема является упрощенной, не отражающей, например, различий в связи между
обеими частями воспитательных воздействий, которая тоже может быть как
наглядно воспринимаемой, так и словесно разъясняемой. Однако и в таком виде
она показывает, что между  мотив ационным обусловливанием и опосредст-
Hosted by uCoz