соотношение между воспринимаемым и представляе мым обнаруживают
случаи использования в качестве наглядного воспитательного аргумента
примеров дру гих людей. Возникающее желание обладать наблю даемыми у них
качествами, способностями, социаль ным признанием или боязнь оказаться в
положении страдающего, осуждаемого, осмеиваемого тоже могут использоваться
в воспитании для переключения на разъясняемые причины воспринимаемых
примеров: моральные свойства, трудолюбие и т. п. В данном слу чае от
воспитываемого требуется представление как этих причин и их связи с
наблюдаемыми следствиями, так и самого себя на месте воспринимаемого лица.
Наряду со случаями, в которых наличная эмоция переключается на
представляемое содержание, можно выделить другой вид смешанных
воспитательных воздействий, в которых, напротив, воспитатель пыта ется на
воспринимаемое в реальной ситуации содер жание направить некоторую
специально вызываемую эмоцию. Это имеет место, например, в случае эмоци
онального закрепления реально обнаруживаемых вос питываемым лицом
отношений и действий. Правда, когда за усидчивость в занятиях ребенок
хвалится, награждается лаской или лакомством, т. е. подкреп ляется по типу
инструментального обусловливания, вызываемый таким воздействием
эмоциональный про цесс осуществляется практически в пределах реально
воспринимаемых событий. Но если воспитатель под крепляет усидчивость
образом будущих преимуществ и успехов («скоро ты будешь совсем хорошо
читать»), то такое воздействие уже имеет признаки мотивацион- ного
опосредствования, только не с представляемым, а указываемым в ситуации
явлением, к которому за крепляется нужное отношение. Для наглядности
обозначенные виды воспитательного воздействия (и соответствующие варианты
процесса эмоционального переключения) можно изобразить схематически. Если
оба задействованных в переключении явления: имеющее мотивационное значение,
т. е. являющееся основанием воспитания, и приобретающее такое значение, т. е.
выступающее в качестве цели воспитания, обозначить прямоугольниками, причем
сплошной линией реально воспринимаемые
80
явления, а пунктирной представляемые, то получим следующую картину:
Схема является упрощенной, не отражающей, например, различий в связи между
обеими частями воспитательных воздействий, которая тоже может быть как
наглядно воспринимаемой, так и словесно разъясняемой. Однако и в таком виде
она показывает, что между мотив ационным обусловливанием и опосредст-
|