Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 283 
Next page End  

     Более четкая дифференциация  различных  форм  эмоционального
переключения затрудняется тем, что  в реальной практике воспитания они часто
проявля ются одновременно и бывают сложным образом пере плетены. Так, лицо,
подвергающееся воспитательному  воздействию, отражает то, о чем в нем
говорится, на  уровне представлений, но само воздействие, слова,  которые оно
слышит, человек, их произносящий, и вся  ситуация воспитания являются для него
реально вос принимаемыми  событиями. Эти  события независимо  от воздействия
могут вызывать свои особые эмоции  (скажем, ситуация воспитания при
посторонних лицах  может  казаться унижающей), способные влиять на  эмоции,
вызываемые  воспитательным  воздействием  (оно может с самого начала
восприниматься отрица тельно) . Однако сложный,  многоуровневый состав 
эмоциональных процессов, обеспечивающих формиро вание новых
мотивационных  отношений, осложняет,  но не исключает анализ этих процессов.
Более того,  именно сложный состав реальных феноменов мотива- ционного
развития оправдывает обозначение отдель ных «единиц» этого развития,
выделяемых в нем при  помощи анализа и абстракции.    Вышеприведенный  
материал  позволяет утверж дать, что в основе таких «единиц» лежит отдельный 
акт эмоционального переключения, представляющий  собой универсальный
механизм развития мотивации,  общий для биологического и социального ее
уровней.  Что известно об этом акте, имеющем столь важное  функциональное
назначение?
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ И СИТУАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИЙ
Состояние проблемы
   Современные взгляды. К сожалению, феномен эмоционального переключения
недостаточно отражен в
внешняя,  развернутая и  предполагает соучастие в  непосредственно
воспринимаемых  и переживаемых  событиях. Лишь   затем и лишь  на этой
основе подобного рода деятельность может приобрести  внутренний характер и 
осуществляться в  идеальном плане, в плане "эмоционального воображения"»
(Запорожец, Неверович, 1974. С. 67).
                             82
современной психологии эмоций (Arnold, 1968, 1970; Frijda, 1986; Izard, 1979;
Reymert, 1928, 1967), как и многие другие моменты их динамики, интенсивно об-
суждавшейся  в концепциях  прошлого. Будучи явно выраженным,  этот феномен
не мог, конечно, остаться совершенно не замеченным в современной психологии,
однако в ней он, как правило, изображается неотчетливо или в неполном,
требующем реконструкции виде.    Так, в ряде концепций подчеркивается
зависимость возникновения эмоций от познавательной оценки ситуации. 
Согласно Р. С. Лазарусу (Lazarus, 1968a, 1968Ь), эмоции возникают в результате
взаимодействия двух  процессов когнитивной оценки: первичной, оценивающей 
значение воздействия или ситуации для индивида, например их опасность, и
вторичной, определяющей  возможности его действий; страх является реакцией на 
невозможность избегания воспринимаемой опасности. «Информационная»  теория
П. В. Симонова подчеркивает,  что условием  возникновения эмоции является
Hosted by uCoz