объяснительной нагрузки. Это же можно сказать о теории «дифференциальных
эмоций» К. Е. Изарда. В ней взаимодействию эмоций как между собой, так и с
побуждениями типа голода, усталости, секса, а также с когнитивными
процессами, уделяется сравнительно большое внимание. Утверждается, например,
что боль, рассматриваемая как побуждение, «обладающее некоторыми ха-
рактеристиками эмоций» (1980. С. 70), способна вызвать страх, страдание, гнев,
эмоция радостистыд, вину и т. п. Но взаимодействие эмоций в этой теории
освещается скорее в порядке формального комбинирования, чем в плане поиска
закономерностей развития мотивации, что не позволяет говорить об отчетливом
обозначении в ней феномена эмоционального переключения. Более заметен этот
феномен в работах и концепциях, обсуждающих так называемое обусловливание
эмоциональных реакций и состояний (см. Strongman, 1978. Р. 108124). Однако
из-за позитивистской направленности этих работ, игнорирования.плана субъ-
85
|