ективных переживаний собственно психологический аспект проблемы в них
отражения практически не по лучает. Так, в двухфакторной концепции
научения О. X. Маурера (Mowrer, 1950, 1960а) эмоции выпол няют роль своего
рода посредника между озадачива ющими индивида процессами обусловливания
(prob lem making, sight learning) и последующим поиском инструментального
решения задач (problem solving, solution learning). Приобретение в процессе
обуслов ливания сигнальным раздражителем эмоционального значения можно
охарактеризовать как переключение на него эмоции, вызванной первичным
подкреплени ем. В дальнейшем переключающаяся (обусловлен ная) эмоция
служит вторичным подкреплением для приобретения инструментального опыта.
В отличие от других рассмотренных взглядов в концепции О. X. Л1ау- рера
эмоциональное переключение является не просто констатируемым фактом, а
получает определенное объяснительное значение: оно включено в процессы
научения, играя в них важную роль. В пределах по зитивистских концепций
научения более полно отра зить значение этого феномена в развитии мотивации
едва ли возможно. Процесс эмоционального переключения под назва нием
«переноса чувств» отчетливо обозначен в книге В. С. Дерябина (1974)наиболее,
пожалуй, полной по содержанию попытке в советской литературе рас смотреть
психологическую феноменологию эмоций в свете учения о высшей нервной
деятельности. Приме чательно, что перенос чувства, согласно этому автору,
происходит именно при установлении условных свя зей: «По мере жизненного
опыта растет количество временных связей в области чувств. Если вид яблока
приятен, а вид надвигающейся осенней тучи вызыва ет неприятное чувство, то,
несомненно, чувства при этом возникают не непосредственно от зрительных
ощущений, а от связи, установившейся на основании прошлого опыта между
видом яблока и приятным вкусом и неприятным чувством от сырости и холода и
видом тучи» (С. 62). Однако надо сказать, что даже в таком виде внеш не
констатируемой параллели представление о связи условного рефлекса и
эмоционального переключения
86
учении о высшей нервной деятельности не является распространенным. Так, П.
В. Симонов, подчеркивая подкрепляющую функцию эмоций при выработке ус-
ловного рефлекса (1981. С. 31), не связывает данного проявления эмоций с их
«переносом» на новое содержание. Выделяемая в данной концепции «переключа-
ющая функция эмоций» обозначает прежде всего переключение механизмов
поведения, а не самих эмоций. Следы эмоционального переключения
обнаруживаются в некоторых частных теориях и исследованиях. Положение о
том, что агрессия является одной из характерных реакций индивида на
фрустрацию, можно считать общепризнанным (см. Левитов, 1967, 1972; Yates,
1965). Но на языке эмоций позитивистская формулировка «гипотезы
фрустрацииагрессии» означает не что иное, как «гипотезу огорчения гнева»,
т. е. переключение эмоции, вызванной неуспехом или лишением, на
предполагаемую их причину. Исследования показали, что вследствие неудачи
может возникнуть не только агрессия, но и удивление, вина, стыд, а вследствие
успехауверенность в себе, расслабление, благодарность, причем возникновение
|