Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 283 
Next page End  

  познания, вернее, до пределов того, что из этого по знания известно конкретному
человеку. Одно из по следствий наличия  «квазиизмерения»  значений со- стоит в
том, что оно практически снимает ограниче ния с отражения пространственно-
временных измере ний действительности. Знакомясь с историей, человек  легко
переносится в мыслях  через  века и в любое  изображаемое место, с
астрономией—через чувствен но невообразимые отрезки времени и  пространства. 
Столь же свободно он способен представлять собы тия, возможные  в самом
отдаленном  будущем. По добных  отвлечении от наличной ситуации, хотя и не 
столь внушительных, требуют и повседневные дела,  осуществляя которые
человек  обычно без заметных  усилий контролирует как предшествовавшие  
приго товления к ним, так и будущие более или менее от даленные  последствия.
И в этом случае простран ственно-временные параметры отражаемого содержа
ния определяются не внешней стимуляцией, а «обра зом мира», вернее, той его
частью, которая может  быть названа «образом своей жизни».     Наряду с
изменением  физических измерений со держание человеческой психики
существенно расши ряется также по линии отражения самых различных 
внутренних соотношений и взаимодействий, обнару живающихся  во всем
диапазоне пространственно-вре менной протяженности. «Квазиизмерение» 
значений  несомненно следует представлять многомерным, пе редающим 
принципиально различные характеристики.  объективной действительности:
классификационные,  атрибутивные, вероятностные, функциональные и т. п.  Для
понимания  изменений в мотивационной сфере  человека особенно важен тот
качественный скачок,  который произошел в отражении причинно-следствен-ных
отношений. Основной феномен  состоит здесь в  том, что любое явление,
отражаемое человеком, кро ме других более или менее общих характеристик по
лучает, как правило, еще и интерпретацию с точки  зрения отношений
детерминизма: все существующее отражается   как  следствие определенных
причин, обычно целого разветвленного их комплекса, и в свою очередь как
причины ожидаемых изменений.    Стремление к  выяснению причинной 
обусловленности явлений настолько  характерно человеку, что-
                             14
можно  говорить о присущей ему склонности видеть все  в  мире  непременно
детерминированным.  Как писал А. И. Герцен, «людям  так свойственно доби-
раться до причины  всего, что делается около них, что они лучше любят 
выдумывать  вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в по-
кое и не заниматься ею» (1958. С. 206). Это проявляется как в утверждениях
ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер—деревьями, так и в
заполнении взрослыми белых  пятен в познании причинных  отношений   такими 
объяснительными  конструктами,  как  судьба, колдовство, космические влияния и
т. п.    Процессы отражения  в условиях наличия упорядоченных представлений об
окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности
человеческого сознания, представляющего собой высшую  форму  отражения (см.
Шорохоза, 1961; Nuttin, 1955). Можно  думать, что именно глобальная лока-
лизация отражаемых  явлений в «образе мира», обеспечивающая 
автоматизированную рефлексию  человеком того, где, когда, что и зачем он
Hosted by uCoz