ций, связанных с мыслью об одном и том же объекте» (Burt, 1945. Р. 538). При
таком понимании чувства- сантименты означают не отдельные онтологические
явления, какими следует считать ведущие эмоции а гносеологические
обобщения для обозначения всей системы связанных с некоторым предметом
производ ных эмоций. Подобным образом чувства интерпрети руются и рядом
советских авторов (Ковалев, 1957; Фортунатов, 1946; Якобсон, 1958),
утверждающих, например, что «психический процесс непосредствен ного
переживания какого-либо чувства и является эмоцией» (Смирнов, Трохачев,
1974. С. 31). Такая точка зрения отражает факт организован ности эмоций
вокруг некоторого ядра, а не механизм их организованности. И если вернуться к
тезису о том, что идею о ситуативной динамике эмоций, со держащуюся в
учениях прошлого, современная пси хология утратила постепенно, то учение о
сентимен- тах можно рассматривать как переходный этап этого процесса, на
котором развитие эмоций уже. не призна валось, хотя еще отражалось. Во
всяком случае феноменологический материал,. которым оперировали
представители учения, тесно перекликается, а порой прямо совпадает со
спинозов- ским: «Так, Шанд указывает, что когда человек ис пытывает чувство
любви по отношению к какому- нибудь лицу или другому объекту, он
переживает нежную эмоцию в его присутствии, страх или трево гу, когда это
лицо в опасности; гнев, когда ему угро жают; печаль, когда его теряет; радость,
когда объект чувствует себя хорошо или возвращается к нему; благодарность к
тому, кто делает добро любимому существу, и т. д.» (Мак-Дауголл, 1916. С. 91).
Отли чие состоит в том, что Б. Спиноза считал любовь не обходимой
предпосылкой развития такого рода эмо ций, тогда как представители учения о
сантиментах, уже частично подчиняясь позитивистскому запрету углубляться в
мир внутренних переживаний, созре вавшему и закреплявшемуся в то время в
психологии, констатируют внешний факт: все эти наблюдаемые эмоции, вместе
взятые, способность человека к ним это и есть любовь. Конечно, признание
ситуативного развития эмоций, существования организованных систем, опреде-
98
дрзщих это развитие, не раскрывает всех тайн орга низации мотивационной
сферы отражения; главные открытия несомненно впереди. Однако такое призна
ние, взгляд на эмоциональную жизнь, как на постоян но 'развивающийся по
определенным правилам про цесс, представляется обязательным условием
прибли жения к тайнам мотивации. Много неясных проблем возникает при
постановке вопроса о совместном проявлении отдельных эмоцио- нально-
мотивационных систем, в частности о взаимо действии выделенных выше
универсальных и специ фических систем. Факты говорят о том, что они
регулируют поведение в теснейшей взаимосвязанно- *"' сти. Для появления
страха, например, недостаточно того ведущего переживания, с которым
воспринимает ся угрожающий агент. Как правило, в этом процессе участвует еще
универсальная производная эмоция, констатирующая или предвосхищающая
неуспех в попытке удалиться от угрозы. При других обстоятель ствах эта же
эмоция может «включить» гнев, более тогонаправить его, так как его
объектом обычно становится именно причина неуспеха. Сравнительно полно
|