открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение; так,
обезьяна после успешного приближения к себе приманки с помощью палки \в
повторных пробах начинает отдавать предпочтение предметам удлиненной
формы. Но после успехов в доставании высоко подвешенного плода с помощью
ящика, использованного в качестве подставки, обезьяна впоследствии пытается
применить этот же предмет и для добывания приманки из-за решетки. Подобные
попытки, выделенные К¸лером (1930) в отдельный класс «грубых ошибок»,
являются хорошей иллюстрацией как самого влияния предвосхищающих эмоций
успеха-неуспеха на деятельность, так и меры его совершенства. Показательно,
что на такого рода ошибки способен также и человек. Так, испытуемый,
добившись успеха в решении шахматной задачи при помощи некоторой фигуры,
неосознанно и неоправданно отдает ей предпочтение при решении следующей
задачи (Виноградов и др., 1977).
103
|