Опыт многочисленных радостей и огорчений в прошлом,
актуализирующийся в виде предвосхищаю щих эмоций, по мере накопления
обобщается. За эмо цией отчаяния лежит, как правило, не единичный не успех, а
ряд переживаний, следовавших за всевозмож ными и тем не менее
безуспешными попытками приближения к цели. Подобным образом обобщаются
переживания, предвосхищающие успех-неуспех на от дельных этапах сложной
деятельности; так, пережи вания спортсмена по поводу отдельных моментов
предстоящей игры сливаются в общую тревогу за ее исход в целом.
Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодей ствует с ведущим
эмоциональным переживанием, по буждающим к деятельности, усиливая его,
когда пред восхищается скорый успех, и лишая его побуждаю щей силы при
предвосхищении трудностей и неудач. Таким о'бразом, именно данная
разновидность эмоций успеха-неуспеха осуществляет по отношению к веду щему
побуждению упоминавшуюся стон-функцию, лабораторный вариант которой
изучается под назва нием выученной беспомощности (Levis, 1976; Maier,
Seligman, 1976). Принцип взаимодействия эмоциональных пережи ваний,
возникающих при восприятии предмета потреб ности в знакомой субъекту
ситуации, можно условно сравнить с взаимодействием импульсов центральной и
периферической зон в рецептивных полях зритель ной системы (см. Сомьен, 1975.
С. 229; Hubel, 1963). Предположим, что образ среды тоже состоит из двух зон,
продуцирующих два различных эмоциональных «импульса». Центром образа
воспринимается предмет потребности, вызывающий ведущее побуждение, пе
риферией окружающие этот предмет условия, кото рые успехи-неуспехи в
прошлом «разметили» так, что их восприятие сопровождается некоторой
предвосхи щающей обобщенной эмоцией. «Выход» такого поля, так же как
исетчаточного, зависит от взаимодействия обоих импульсов: благоприятные
условия санкциони руют ведущее побуждение, неблагоприятныенала гают вето.
Чем сильнее потребность, чем интенсивнее ведущее побуждение тем более
верный неуспех должен предсказываться обобщенной эмоцией, чтобы это
побуждение было задержано. Только таким вза-
104
имодействием, как бы решающим вопрос «стоит ли игра свеч», можно
объяснить, например, 'почему кошка не взбирается на каждое дерево, на котором
сидит воробей. Для полноты картины следует добавить, что наряду с
важнейшими функциями, которые эмоции успеха-неуспеха выполняют в
ситуативном развитии мотивации сами по себе (взаимодействие с ведущим
побуждением, регуляция его выхода в действие, участие в выборе способа
действия), ими еще осуществляется отмеченная несколько выше роль посредника,
подключающего к регуляции деятельности другие производные эмоции. В
типичном случае такое подключение означает привлечение к регуляции более
специфических механизмов мотивации. Произвольное и эмоциональное
разрешение ситуаций. По отношению к произвольно субъектом регулируемой
активности'могут быть выделены три случая совокупного проявления
производного эмоционального процесса, которые скорее представляют собой два
крайних и промежуточный моменты некоторой непрерывности. В первом из
|