Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 166 
Next page End  

ской ситуации в мире сводится к эгоцентрическим страхам
существа, подверженного тайной и тщательно лелеемой
мании величия — страхам, в основе которых лежит опасе-
ние, что воображаемому величию при соприкосновении с
реальностью может быть нанесен ущерб. Так гора рождает
мышь, а мировая трагедия оказывается не более чем коме-
дией жалкого, тщеславного человека. Трагикомедии и ма-
скарады этого рода известны нам слишком хорошо.
Но у нас нет достаточных оснований для того, чтобы уви-
деть здесь только climax
a
majori
ad
minus
(сведение вели-
кого к малому). Мысль о том, что образ сеятеля полон
смысла, подсказана нам не только его огромностью и нео-
бычностью, но и нуминозностью породившего его бессоз-
нательного «фона», полного символических ассоциаций.
Если бы в картине не выражалось ничего, кроме чувства
личного тщеславия или инфантильной потребности в само-
возвеличивании, был бы уместнее выбор иного символа:
лица, конкурирующего с автором в его профессии. В этом
случае автор, движимый завистью к успехам конкурента,
возвысил бы его в ранге и, как показывают относящиеся к
аналогичным случаям наблюдения, сообщил бы тем самым
особую значимость самому себе.
Но на деле в нашей картине ничего этого нет; как раз
наоборот, изображенная на ней фигура, как я уже говорил,
целиком архетипична. Подобно архаическому царю или
богу, она бесконечно превосходит по размерам обычного
человека; она сделана не из плоти и крови, а из огня; ее
голова — округлой формы, подобно небесному телу или
ангелу Апокалипсиса (см. Откровение, 10, 1): «над голо-
вою была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как
столпы огненные». Кроме того, голова фигуры напоминает
средневековые изображения богов, олицетворяющих пла-
неты, чьи головы выглядели как звезды. Голова отделена
от тела, что подчеркивает ее независимость; в этом плане
она аналогична таинственной субстанции алхимиков —
философскому золоту (aurum non vulgi = «не простое золо-
то») , «элементу-голове» (elementum capitis) или «элементу
омега» (греческая буква омега идентифицировалась с го-
ловой; этот символ восходит к Зосиму Панополитанскому,
III в. н. э.). Дух — это странник, который бродит по земле,
сея огонь; в этом он похож на тех богов или богочеловеков,
которые обходят страны, совершая чудеса, разрушая или
принося исцеление. В Псалме 103 сказано, что Господь
«служителями Своими» творит «огонь пылающий»; Бог сам
есть «всепожирающий огонь». Этот «огонь» выражает и
обозначает интенсивность чувства; это — символ Святого
Духа, который в день Пятидесятницы чудесным образом
изливается с неба в виде огненных языков¹.
Архаические признаки буквально переполняют картину;
частично они восходят к известной автору библейской тра-
диции, частично же проистекают из его наследственной
предрасположенности к воспроизведению аналогичных, но
автохтонных мыслей и представлений. Более или менее
осознанное привлечение феномена НЛО проливает свет на
внутреннее родство этих двух комплексов идей: один из
них объясняет другой, поскольку оба имеют общее проис-
хождение.
Интересно, что в другой картине того же автора обнару-
живается мотив (выписанный в голубых и белых тонах),
сопоставимый с тем, что мы уже встречали в связи со вто-
рым сном. Речь идет о весеннем пейзаже, где голубой не-
бесный свод оттенен серебристой дымкой. Но в одном месте
тонкий покров облаков содержит округлое отверстие,
сквозь которое можно видеть глубокое синее око чистого
неба. Небольшое, горизонтально растянутое по обеим сто-
ронам отверстия белое облако сообщает целому форму гла-
за. Внизу находится шоссе, по которому движутся весьма
реалистически изображенные автомобили. Художник объ-
яснил мне, что «сидящие в автомобилях не видят глаза».
На этой картине традиционный «глаз Бога» — глаз, смот-
рящий с небесной высоты, — занимает место НЛО.
Во всех упомянутых символических представлениях мы
встречаем архетипические образы, родившиеся отнюдь не
в связи с наблюдениями над НЛО; образы эти существова-
ли всегда. Мы располагаем историческими свидетельства-
ми об аналогичных фактах, насчитывающими десятки, а
то и сотни лет. Тридцать лет назад, когда проблемы «ле-
тающих тарелок» вообще не существовало, мне стал изве-
стен целый ряд очень похожих сновидений, например:
Hosted by uCoz