ным» существом. Кроме того, это Hermes katachtonios
(«подземная ртуть») Дух Земли, излучающий ясность и
пылающий жаром, более тяжелый, чем металл, и более
легкий, нежели воздух, отравляющий и исцеляющий,
змей и орел. С одной стороны это панацея, эликсир
жизни; с другой стороны он представляет смертельную
угрозу для несведущих. Образованный человек прошлого
(в культурном багаже которого, кстати, содержалась и
алхимическая философия; ее считали даже настоящей
«религией лекарей») нашел бы в анализируемой здесь
картине множество скрытых намеков и без труда
определил бы ее место в кругу своих понятий. Что же
касается нас, то подобную картину мы воспринимаем как
нечто странное, не поддающееся объяснению; наши
попытки сравнивать или сопоставлять ее с другими
явлениями тщетны ввиду того расхождения, которое
существует между сознательной мыслью и
бессознательной интенцией.
В картине запечатлена несоизмеримость двух миров,
проникающих друг в друга, не соприкасаясь. Сеятель, ко-
нечно же, засевает своим огнем землю, но ему безразлично
падают ли «семена» на город или на пустынные окрест-
ности; для всех земных существ происходящее остается не-
замеченным. Данную картину можно сравнить со сновиде-
нием, пытающимся втолковать человеку, что, с одной сто-
роны, его сознание существует в разумном и обыденном
мире, но с другой стороны, в непосредственной близости от
него, возникает ночное и призрачное видение Homo ma-
xim us, «человека величайшего».
Рассматривая гигантскую фигуру сеятеля как зеркаль-
ное отображение личной психологии автора, мы увидим в
ней всего лишь нечто вроде психологического эквивалента
брокенского призрака¹. Придерживаясь подобной точки
зрения, следует предположить, что художнику присуща
мания величия, вытесненная по причине той тревоги, ко-
торую она причиняет своему носителю. Вся проблема,
таким образом, ограничивается патологическим аспектом,
а произведение имеет смысл лишь как «добровольное при-
знание» невротика. Тревожная мысль об апокалиптиче-
1) Гора Брокен (Гарц) в традиционных представлениях место, где раз-
ыгрывались мистерии нечистой силы; см., в частности, сцену Валь-
пургиевой ночи в «Фаусте» Г¸те.
|