вниз, на город, служат единственным видимым признаком
наличия связи между мирами. Что касается самого лица,
то судя по особо подчеркнутой форме ноздрей и по чрез-
мерно широко расставленным глазам, его можно считать
человеческим лишь условно. Из остальных четырех лиц
безусловно человеческим является только то, которое на-
ходится слева вверху. Лицо в левой нижней части картины
едва различимо. Принимая во внимание, что выделяющееся
большими размерами и истекающей изо рта водой лицо в
середине картины выступает в качестве главного элемента и
источника, мы можем выделить базовую структуру
следующей формы:
Эта пятичленная структура (лат. quincunx) является ал-
химическим символом квинтэссенции, идентичной ляпису,
философскому камню. Речь идет о разделенном на 4 части
круге и его центре что может указывать на «разверну-
тое» во все 4 стороны света божественное начало, или о
четырех функциях сознания с их единым субстратом, Са-
мостью. Тетрада (четверица) как число-символ представ-
лена здесь структурой 3+1: три лица похожи на морды жи-
вотных и выглядят более или менее демонически; к ним
добавляется одно человеческое лицо.
Эта уникальная в своем роде картина заставляет вспом-
нить о символическом смысле числа 4. В истории развития
символов тетрада встречается очень часто; ее трактовку
дал Платон в своем «Тимее», а еще раньше Иезекииль пе-
режил ее в своем видении четырех серафимов, причем
один из серафимов имел человеческое лицо, а трое других
«лица» животных¹. Та же тема числа 4 встречается в
некоторых изображениях сыновей египетского бога Гора,
в эмблемах евангелистов, в обособлении одного «гностиче-
ского» Евангелия от трех синоптических², а также что
немаловажно, в четырех фигурах христианской мета-
физики: Троице и Дьяволе. В сфере алхимии структура
1)
Иезекииль, 1, 5-10.
2)
То есть в противопоставлении Евангелиям от Матфея, Марка и Луки
Евангелия от Иоанна.
|