В других случаях более или менее углубленное исследова-
ние методом сравнительной психологии приводит к анало-
гичному выводу. Для читателя, еще не знакомого с миром
психологии бессознательного, следует особо подчеркнуть,
что в основе моих выводов лежит не разгул необузданного
воображения в чем меня время от времени упрекают те,
кто тщательному анализу предпочитает простые объясне-
ния, а результаты исследований в области сравнитель-
ной истории символов. Лишь нежелание перегружать текст
побудило меня отказаться от подробных ссылок на источ-
ники. Читатель, испытывающий необходимость проверить
обоснованность моих выводов, волей-неволей будет вы-
нужден обратиться к другим моим работам, снабженным
соответствующим библиографическим аппаратом. Исполь-
зованный мною амплификативный (усиливающий) метод
интерпретации (см. выше) показал свою плодотворность
по отношению как к историческому материалу, так и к
психологическим данным последнего времени. На мой
взгляд, он дает полное основание сделать вывод, что в цен-
тре исследованных образцов находится манифестация цен-
трального архетипа, который я называю Самостью; эта ма-
нифестация осуществляется традиционным способом, в
форме эпифании (Богоявления), то есть явления небесного
происхождения, сущность которого в ряде случаев харак-
теризуется противоречивыми свойствами.
Напомним универсальные пары противоположностей, о
которых было сказано выше. Во-первых, это вода и огонь;
тот же смысл имеет так называемый «щит Давида»
,
составленный из двух треугольников:
^ (
огонь), и
¡ (во-
да). «Шесть» является символом целостности: «четыре»
характеризует естественное деление круга, а «два» обозна-
чает вертикальную ось с зенитом и надиром; вс¸ вместе
формирует пространственный образ целостности. Таким
образом, намек на четвертое измерение в картинах, вос-
произведенных на рис. 2 и 3, может считаться современ-
ным вариантом того же символа целостности.
Противопоставление мужского женскому представлено в
виде продолговатого и округлого предметов, «сигары» и
круга; см. рис. 4. Есть основания полагать, что в данном
случае речь идет о сексуальной символике. Китайский
символ единого, Дао, состоит из Ян (обозначающего огонь,
жар, сушь, южный склон горы, мужское начало и т. п.) и
Инь (обозначающего тьму, влажность, прохладу, северный
склон горы, женское начало и т. п.). Данный символ, таким
образом, вполне соответствует еврейскому символу Дави-
дова щита. В христианском мире аналогичный мотив пред-
ставлен церковной доктриной, утверждающей единство
Матери и Сына, и представлением об андрогинности Хри-
ста. Напомним также, что «первосущество» (Urwesen)
многих экзотических и первобытных верований гермафро-
дитично, что гностикам было свойственно представление о
едином существе «отце-матери», и что алхимики пред-
ставляли Меркурия в виде гермафродита.
Третья пара противопоставлений
верх и низ; см.
рис. 3, где она как бы перенесена в четвертое измерение.
В других приведенных нами примерах оппозиция верха и
низа обозначает разницу между происходящим в небе и на
земле.
Четвертая пара противоположностей
единица и чет-
верица
синтезирована, как нам представляется, в виде
пяти фигур, расположенных в шахматном порядке (рис. 3
и 4): четыре элемента служат своего рода обрамлением для
пятого, выделенного благодаря своему центральному поло-
жению. В истории символов «четыре » появляется как ре-
зультат развертывания «одного». «Развертывание» пони-
мается следующим образом: «единое существо» (Allwesen)
не может быть познано как таковое, ибо, по определению,
его нельзя ни отличить от чего бы то ни было, ни сравнить
с чем бы то ни было. Развертываясь и воплощаясь в виде
четверицы, единое обретает тот минимум различимых ка-
честв, благодаря которому его отныне можно распознать.
Подобный ход рассуждений не содержит в себе ничего ме-
тафизического; он просто указывает на психологическую
формулу, описывающую процесс осознания содержимого
сферы бессознательного. Действительно, пока нечто пре-
бывает в сфере бессознательного, оно не обладает никаки-
ми различимыми свойствами; соответственно, его удел
быть частью всеобщего незнания, быть везде и одновремен-
но везде отсутствовать, или, по выражению гностиков, все-
|