присутствовать, не существуя. Но перейдя в сферу созна-
ния, это содержимое сразу же дезинтегрируется, распада-
ется, дробится... на четыре; лишь благодаря четырем
кардинальным функциям сознания оно становится достоя-
нием опыта. Итак, это содержимое воспринимается как
нечто существующее, распознается и дифференцируется,
обнаруживает свою приемлемость, привлекательность,
или, наоборот, непривлекательность; наконец, предуга-
дываются его истоки и направленность¹. Содержимое бес-
сознательного не может быть ни воспринято ощущениями,
ни распознано мыслью, ни оценено чувством; поэтому все,
касающееся его пребывания во времени, относится к обла-
сти интуиции.
Расщепление единого и превращение его в «тетраду»
можно сравнить с делением горизонта на четыре стороны
или с делением годового цикла на 4 времени года. Таким
образом, в акте осознания находят свое проявление четыре
фундаментальных аспекта целостности или, по меньшей
мере, приближения к целостности и отношения к ней. Все
это, впрочем, никому не мешает умозрительно предста-
вить себе существование еще трехсот шестидесяти других
аспектов. Названные мною четыре аспекта указывают все-
го лишь на то обстоятельство, что человеческому разуму
свойственно естественным образом делить «круг» или «це-
лостность» по меньшей мере именно на столько частей.
В историях болезни моих пациентов я очень часто стал-
кивался с символом тетрады (IV), значительно реже с
символом триады (III) и совсем редко с символом пен-
тады (V). Надо сказать, что моя клиентура всегда отлича-
лась интернациональным составом; благодаря этому у ме-
ня было много возможностей для сравнительных наблюде-
ний над этническими особенностями. Я обнаружил, что все
без исключения «триадические» мандалы исходили от па-
циентов-немцев. Мне кажется, что это каким-то образом
связано с второстепенной ролью, которую типическая фи-
гура «анимы» играет в немецкой художественной литера-
туре в отличие от романов французских или англо-сак-
сонских авторов. В противоположность основной, обычной
структуре 3+1 триадическая мандала если рассматри-
вать ее с точки зрения целостности имеет структуру 4-1.
Четвертая функция, диаметрально противоположная пер-
1) «Функции сознания», о которых говорит здесь Юнг, сводятся, таким
образом, к ощущению, мысли, чувству и интуиции.
|