Как уже было сказано в начале настоящей работы, наша
задача состояла прежде всего в трактовке явления НЛО с
точки зрения психологической феноменологии. Для подо-
бного подхода у нас было достаточно оснований; стоит хотя
бы вспомнить распространяемые молвой противоречивые и
«невозможные» утверждения вокруг данной проблемы. Эти
утверждения, естественно, вполне заслуживают критики,
скептицизма и даже явного неприятия. Мы с пониманием и
даже симпатией относимся к тем, кто отказывается видеть в
слухах о НЛО что-либо, кроме всеобщего помутнения
рассудка и полагает, что единственная польза от этих слухов
может заключаться в той реакции противодействия со
стороны разума, которую они неизбежно породят.
Конечно, читатель вправе удовлетвориться предложенным
нами психологическим способом объяснения и принять как
должное, что сознательное или бессознательное воображе-
ние, при поддержке прямых выдумок и лжи, играет реша-
ющую роль в формировании соответствующих слухов.
Казалось бы, после этого проблему вполне можно считать
закрытой.
Тем не менее нам представляется, что, поступая таким
образом, мы рискуем недооценить ситуацию, складываю-
щуюся в наши дни. К сожалению, в силу множества причин
мы не имеем права позволить себе отделаться от проблемы
столь простым способом. Неопровержимая, основанная на
многочисленных наблюдениях информация свиде-
тельствует, что НЛО можно не только видеть, но и
регистрировать на экране радара, и даже (хотя и изредка)
фотографировать. Я основываюсь на сводных сообщениях
Раппелта и Кэйхоу, которыми вовсе не следует пренебре-
гать, а также на том факте, что профессор астрофизики
Мендель, несмотря на все свои усилия, не смог дать раци-
онального объяснения ни одному из должным образом за-
свидетельствованных сообщений. Таким образом, речь
здесь может идти лишь о разрешении следующей дилеммы:
вызвано ли эхо радара проекциями, зародившимися в че-
ловеческой психике, или наоборот, появление реальных
тел порождает проекции мифологического порядка.
Заметим, что даже если НЛО физически реальны,
соответствующие психические проекции не создаются ими
в прямом смысле этого слова, а лишь возбуждаются и
провоцируются: ведь утверждения мифического порядка,
часто связываемые с НЛО, были известны во все эпохи.
Единственное различие состоит в том, что до эпохи
наблюдений за НЛО никому не приходило в голову
сближать мифический аспект явления с аспектом,
касающимся каких-то загадочных небесных тел.
Все, что связано с мифотворчеством, с проявлениями ми-
фологического, основывается прежде всего на уникальных в
своем роде структурах глубинного слоя человеческой психи-
ки, то есть на коллективном бессознательном; последнее
всегда, во все времена порождало проекции. Проекции бы-
вают разные; далеко не все они выглядят как округлые не-
бесные тела. Но проекции округлостей, сопровождаемые об-
щепсихологическим контекстом в виде занимающих нас
здесь слухов, являются одним из наиболее специфичных, ха-
рактерных проявлений нашей эпохи. В свое время представ-
ление о медиаторе (посреднике), о Боге, ставшем человеком,
приобрело доминирующее значение и вытеснило на задний
план общепринятое прежде многобожие; но ныне и это пред-
ставление постепенно улетучивается из сознания людей.
Многие миллионы так называемых христиан утратили веру
в реального, живого медиатора, а истинно верующие христи-
ане пытаются придать своей вере правдоподобие и привлека-
тельность в глазах первобытных народов тогда как обра-
щение усилий на пользу белому человеку было бы несрав-
ненно более плодотворным, важным и необходимым. Но ведь
говорить и действовать «сверху вниз» это такое
необременительное и в то же время трогательное занятие;
говорить и действовать в противоположном направлении
куда сложнее. Слово Святого Павла было обращено к
народам Афин и Рима. Что же делает Альберт Швейцер в
|