Ламбарене¹? Такие люди, как он, значительно нужнее в
Европе.
Христианин не станет подвергать сомнению важность веры
в медиатора-Спасителя. Христианин также не станет отри-
цать серьезность последствий, связанных с потерей этой ве-
ры. Могущественное представление о божественном медиа-
торе соответствует глубокой потребности человеческой души,
и эта потребность отнюдь не исчезает после того, как ее вы-
ражение утратило былую силу. Куда девается энергия, до сих
пор питавшая это представление, поддерживавшая в нем
жизнь, обеспечившая ему возможность укреплять души? Со-
знание нашей эпохи расколото в результате политического,
социального, философского и религиозного антагонизма, ко-
торый ныне достиг небывалых масштабов. Перед лицом та-
кого беспрецедентного противостояния непременно должна
появиться потребность в спасителе. Но безнадежные призывы
к медиатору не пользуются популярностью, ибо они ир-
рациональны и противоречат научному мышлению. В эпоху
статистики мало кто верит в подобные вещи. Вот почему про-
истекающая из глубочайшей тревоги потребность в медиаторе
может быть выражена в лучшем случае лишь вполголоса.
Кроме того, в отличие от первых христиан, ныне едва ли кто-
либо добровольно признается в собственном пессимизме, ибо
героический идеал современного американизированного ми-
hа заключается в энергичности, оптимизме и неизменной
улыбке (keep smiling). Даже небольшой дозы пессимизма за-
частую оказывается достаточно, чтобы заподозрить ее носи-
теля в разрушительных, пагубных намерениях; тем не менее,
как нам представляется, лишь определенная мера разумного
пессимизма способна заставить человека задуматься о собст-
венном существе. Даже при самом поверхностном, торопли-
вом, жизнерадостном и шумном образе жизни в глубине че-
ловеческой души неизбежно развивается и укрепляется по-
требность в медиаторе.
1) А. Швейцер (1875-1965) знаменитый немецкий философ, теолог,
врач и музыкант; Ламбарене местечко в Габоне (Западная Африка),
где А. Швейцер с 1913 года занимался врачебной и миссионерской
деятельностью.
|