рые фактически являются авторами слухов? Как бы то ни
было, «сексуальный язык» имеет не большее
значение,чем любое другое средство символического
выражения. По сути дела этот способ объяснения носит
такой же рационалистический и одновременно
мифологический характер, как и россказни с технической
подоплекой о сущности и целях НЛО.
Рассказчица достаточно хорошо знает психологию, что-
бы даже во сне сознавать необходимость не поддаваться
страху и не пытаться бежать хотя именно это она пред-
почла бы сделать. Ее бессознательное создает ситуацию не-
возможности для нее такого выхода. Таким образом, рас-
сказчица получает возможность наблюдать феномен с
близкого расстояния. Оказывается, что он не представляет
опасности. Несомненно, беспечные шаги женщины, иду-
щей вниз по Елисейским полям, указывают на существо-
вание в мире людей, либо ничего не знающих о явлениях
подобного рода, либо не испытывающих никакого страха
перед ними.
КОММЕНТАРИЙ КО ВТОРОМУ СНУ
Экспозиция сна начинается с того, что царит темная
ночь; обычно именно в этот час люди спят и видят сны.
Как и в предыдущем сне, разгорается паника. Появляются
многочисленные летающие объекты. Вспомним коммента-
рий к первому сну: там летающая тарелка появилась в
единственном числе, тогда как здесь их очень много. Это
значит, что первый сон подчеркивает единство «Самости»,
единство той всеподчиняющей, можно сказать божест-
венной формы, которая воплощает целостность человека;
во втором сне единство распадается на множественность. В
мифологическом измерении эта множественность соответ-
ствовала бы множественности богов, человекобогов, демо-
нов или душ. На языке герметической философии таинст-
венная сущность, квинтэссенция имеет, конечно, тысячи
имен, но по существу она составляет нечто Одно, Единое
(что в принципе синонимично понятию «Бог»), и обраща-
ется в множественность только в результате определенного
дробления, распада (multiplicatio).
Алхимия ощущает и осознает себя как «божественное
творение» (opus divinum) в той мере, в какой она стре-
мится освободить «скованную душу» (anima in
compendibus), то есть освободить демиурга, разделенного
между созданными им же самим стихиями, вызволить его
из заточения и, таким образом, привести душу к ее перво-
начальному состоянию единства. С точки зрения психоло-
гии множественность, в виде которой представлен символ
единства, означает расщепление, приводящее к появлению
самостоятельных единиц, то есть, иначе говоря, множест-
венность «Самости»: «метафизическое» Начало, Единое
Божество распадается на множество «низших богов» (dei
inferiores). С точки зрения христианской догмы подобный
процесс мог бы показаться глубочайшей ересью, если бы
не ясные и точные слова Христа: «Вы как боги», и не менее
ясная мысль о том, что люди это «дети Божьи»: оба ут-
верждения предполагают по меньшей мере потенциальную
родственность людей Богу.
В психологическом плане множественность летающих
объектов могла бы соответствовать проекции множествен-
ности человеческих особей, но выбор символа изобра-
жения в виде округлых тел показывает, что в данном
случае проецируется не просто множественность лично-
стей, а скорее их идеальная психическая целостность, то
есть, иначе говоря, не эмпирический человек такой, ка-
ким он знает сам себя, но его глобальная психическая
субстанция, в пределах которой содержимое сознания дол-
жно быть дополнено содержимым бессознательного. Благо-
даря успехам психологии нам известно нечто существен-
ное, касающееся сферы бессознательного; используя это
знание, мы пытаемся с помощью гипотетических догадок
двигаться дальше. Тем не менее мы все еще очень далеки
от возможности составить хоть сколько-нибудь обоснован-
ную концепцию целого пусть даже гипотетическую. Из
великого множества сложностей, с которыми сталкивается
психология бессознательного, упомянем только одну
парапсихологические констатации; в настоящее время ими
уже нельзя пренебрегать, и более того их следует при-
нимать во внимание, если мы хотим оценить психические
процессы во всей их полноте. Таким образом, уже нет
|