которая в результате алхимических операций выделяется
из обычного минерального вещества. Последнее, таким об-
разом, преобразуется в духовную форму, часто персо-
нифицируемую (filius
hermaphroditus
s. Macrocosmi). «Фи-
лософская вода» это классическое вещество, трансфор-
мирующее химические элементы и само трансформируе-
мое в течение этого процесса; одновременно оно есть дух-
искупитель религиозной надежды.
Все эти идеи начали появляться уже в античной литера-
туре, но значительного развития достигли в средневековье,
проникнув даже в народные сказки. В одном очень раннем
тексте (созданном, вероятно, в I веке н. э.) говорится о ду-
хе, скрытом в камне, который был найден на дне Нила:
«Погрузите туда руку и извлеките дух (pneuma). Это и
есть экстракция ртути (exhydrargyrosis)».
Существует множество свидетельств того, как этот ани-
мистический архетип функционировал на протяжении
почти семнадцати веков. С одной стороны, Меркурий
(ртуть) это металл, с другой же стороны жидкость,
к тому же быстро испаряющаяся, то есть легко трансфор-
мируемая в «пар», в «дух»; последний, в качестве «духа
Меркурия», считался всеисцеляющим средством, спасите-
лем и хранителем мира (servator
mundi). Меркурий
«спаситель», «примиряющий врагов»; будучи «пищей бес-
смертия» (cibus
immortalis), он избавляет творение от бо-
лезней и порчи, то есть делает для него примерно то же,
что Христос для людей. На языке Отцов Церкви Христос
именуется «бьющим родником»; аналогично алхимики на-
зывали Меркурия aqua permanens, ros Gideonis («Гедеонова
роса»¹), vinum
ardens
(«горящее вино»), mare
nostrum
(«наше море»), sanguis («кровь») и т. д.
Существует множество свидетельств (относящихся в
особенности к раннему периоду наблюдений за НЛО), что
эти объекты появляются неожиданно и столь же неожидан-
но исчезают. Их можно обнаружить с помощью радара, но
они невидимы, а иногда они поддаются визуальному на-
блюдению, но не регистрируются радаром. Утверждается,
что НЛО способны произвольно становиться видимыми
или невидимыми; иначе говоря, они состоят из вещества,
1) См.: Книга Судей, 6, 37-40.
которое либо можно видеть, либо нет. В первую очередь
приходит на ум аналогия с летучей жидкостью: из неви-
димого состояния она конденсируется в видимую каплю.
Погружаясь в изучение древних текстов, мы все еще тре-
петно ощущаем чудо исчезновения и повторного появле-
ния, которое раскрывалось алхимику через испарение воды
или ртути: по Гераклиту именно это и есть происходящий
по мановению волшебной палочки Гермеса процесс пре-
вращения души, ставшей водой, в невидимую «пневму», и
ее нисхождения из эмпирея обратно в видимую форму тво-
рения. Драгоценный документ с описанием этого превра-
щения оставил нам Зосим Панополитанский (III век).
Игра воображения, которой человек предается у кипя-
щего котла находясь при этом в ситуации, соответству-
ющей самым ранним попыткам познания окружающего
мира, также, возможно, оказала влияние на феномен
исчезновения и повторного появления НЛО.
Форма капли, неожиданно возникшая в сновидении,
подсказала нам сравнение с центральной идеей алхимии,
известной не только в Европе, но и в Индии, а также в
Китае. Читателю может показаться, что в поисках крите-
риев для сравнения мы зашли слишком далеко. Но если
кто-то хочет приблизиться к объяснению такого исключи-
тельного явления, как НЛО, он обязан привлечь для этой
цели столь же исключительный психологический контекст.
Не следует надеяться, что наши известные принципы ра-
ционального объяснения могут оказаться соизмеримыми с
тем ощущением странности, которое неотъемлемо присуще
появлениям НЛО. Психоаналитический подход (во фрей-
довском смысле) способен в лучшем случае на то, чтобы
на основании предвзятой сексуальной «теории» трансфор-
мировать представление о НЛО в соответствующую сексу-
альную фантазию; например, рассматриваемый нами сон
в лучшем случае свелся бы к нисхождению с небес «вытес-
ненной» матки: учитывая то обстоятельство, что женщина,
о которой идет речь, была подвержена кошмарам, подо-
бная интерпретация удачно вписалась бы в давнюю кон-
цепцию истерии как «миграции матки» (hysteros = «мат-
ка») . Но как же тогда быть с пилотами-мужчинами, кото-
|