Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 166 
Next page End  

недостает? Ведь на самом деле ни вера, ни учение, ни бла-
годать не способны удовлетворить его ненасытное желание.
Единственное, чего отшельник жаждет — это дейст-
вительное  событие,   непосредственный опыт  духовной
реальности, в какой бы форме он ни проявился. Его не
слишком занимает, будет ли эта форма конкретной или
символической; он предвкушает не физическую осязае-
мость земной вещи, а возвышенную неосязаемость духов-
ного видения. Этот интенсивно предвкушаемый непосред-
ственный опыт сам по себе является компенсацией пустоты
и бесплодности традиционных ритуалов и форм. И вот пе-
ред глазами отшельника действительно возникает
нуминозный образ — образ, не сотворенный им самим и
столь же «реальный» (поскольку «воздействующий»),
сколь и иллюзорные видения, вызванные подавленными
инстинктами. Но если порождения ущербного мира
чувств казались ему нежелательными и неприятными, то
это нуминозное содержимое благодаря своей спонтанности
и реальности воспринимается как нечто желанное. Пока
нуминозные элементы так или иначе сохраняют
традиционные формы, отшельник не испытывает
беспокойства. Но когда, благодаря необычным или
шокирующим моментам, они начинают обнаруживать
свою архаическую природу, возникают вопросы и
болезненные сомнения. Отшельник спрашивает себя: быть
может, эти дорогие его сердцу образы так же иллюзорны,
как и миражи, порожденные его чувственным существом?
Откровение, показавшееся поначалу божественным, может
обрести черты «дьявольского обмана» (diabolica
fraus) и
быть им проклято. В чем же состоит отличие одного от
другого? Единственный возможный критерий — традиция,
а не соответствие реальности (как в случае с пищей,
которая может быть иллюзорной или настоящей). Видение
и его нуминозное содержимое относятся к области
психического: здесь духу отвечает другой дух, тогда как
при соблюдении поста потребность в еде порождает отклик
в виде галлюцинации, а не в виде настоящей еды.
Выражаясь фигурально, дух «расплачивается по счету»
полновесной и звонкой монетой, тогда как в случае
пищевого миража мы имеем дело с необеспеченным чеком.
Вот почему первый случай приносит удовлетворение, тогда
как второй — нет.
И тем не менее в обоих случаях структура феномена од-
на и та же: для утоления телесного голода человеческое
существо нуждается в земной пище, а для утоления голода
души — в нуминозном содержимом, которое по природе
своей архетипично и которое всегда представляет собой на-
стоящее откровение. Христианская символика, подобно
всем иным религиозным представлениям, основывается на
архетипических началах, происхождением своим уходя-
щих в доисторические времена. Символика изначально
развивается из целостности и в силу этого обстоятельства
включает в себя все возможные инстинкты и интересы че-
ловека; именно отсюда и проистекает нуминозность архе-
типа. Вот почему в сравнительной истории религий мы по-
стоянно сталкиваемся с религиозными и духовными аспек-
тами, составляющими единое целое с проявлениями сексу-
альности, голода, инстинкта борьбы и власти и т.п. Вот
почему неиссякаемым источником религиозной символики
в любую историческую эпоху является тот инстинкт, ко-
торый именно в данную эпоху особенно актуален и причи-
няет людям наиболее серьезные заботы. Существуют сооб-
щества, для которых голод важнее сексуальности, и нао-
борот. Так, наша цивилизация обуздывает нас не столько
пищевыми запретами, сколько сексуальными ограничени-
ями. Даже в современном обществе сексуальность играет
роль оскорбленного божества, способного предъявлять
свои требования косвенным образом в самых неожидан-
ных областях; в области психологической науки это вы-
ражается в виде догматической претензии свести дух к
вытесненной сексуальности.
Тем не менее частичная интерпретация символики под
углом зрения сексуальности должна быть воспринята
всерьез. Если бы стремление к духовным целям не пред-
ставляло собой настоящего, независимого инстинкта, если
бы оно являлось не более чем следствием определенного
социального развития, объяснение с привлечением сексу-
альных категорий следовало бы признать наиболее прав-
доподобным и естественно напрашивающимся на ум. Но
Hosted by uCoz