Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 166 
Next page End  

которым подчинены формы неорганического мира. Кроме
того, душа отмечена свойством, которое обычно восприни-
мается как ложное, а именно — свойством релятивизации
пространства и времени, в суть которого пытается проник-
нуть парапсихология.
После открытия эмпирического бессознательного¹ пси-
хическая субстанция, вместе со всем происходящим в ней,
получила права гражданства среди природных данностей.
Ее больше не считают плодом произвольных мнений, а ее
проявления — капризами беспочвенного сознания. Благо-
даря открытию бессознательного мы теперь знаем, что не-
устойчивое, калейдоскопически подвижное сознание поко-
ится на «статичном»² и, во всяком случае, в высшей сте-
пени консервативном фундаменте инстинкта и его специ-
фических образных форм — архетипов. Мир психических
глубин проявляет себя как партнер или противник созна-
ния, которое ввиду своей мобильности, гибкости, способ-
ности воспринимать новое содержание (то есть способности
к обучению) часто подвергается опасности утратить свои
корни³. Эта опасность испокон веков заставляла людей
совершать обряды, гарантирующие «сотрудничество» со
стороны бессознательного. Люди первобытного мира стара-
ются предотвратить неприятности, которыми чревато не-
достаточное внимание к богам, духам, судьбе, магическим
свойствам места и времени; они принимают как должное
тот факт, что воля человека есть не более, чем частичка
глобальной ситуации. Образ действий первобытного, при-
родного человека характеризуется цельностью, от которой
цивилизованный  человек стремится избавиться как  от
1)
Несомненная заслуга этого открытия принадлежит Юнгу. С особой
полнотой бессознательное, как автономная природная данность, рас-
смотрено в фундаментальном труде: С. G. Jung. Die Beziehungen
zwischen dem Ich und dem Unbewu?ten. — Zurich, Rascher, 1933.
2)
Прилагательное «статистический», использованное в оригинальном
немецком издании, по всей видимости, возникло в результате опечат-
ки: statistisch вместо statisch.
3)
Я прошу моего читателя впредь отвергать любые попытки сводить про-
блему психических глубин к «метафизике». Подобное мнение — гру-
бая ошибка, часто допускаемая даже специалистами. В мире глубин
речь идет не о «метафизике» а об инстинктах, воздействующих не
только на внешнее поведение, но и на психическую структуру; пси-
хическая субстанция — не произвольная выдумка, а биологическая
данность, подчиняющаяся законам жизни (прим. автора).
Hosted by uCoz