Поскольку любая коллективная мера по своей природе
приводит лишь к возрастанию удушающего воздействия
массы, остается лишь одно средство: выделить, подчерк-
нуть личность и поднять ее достоинство. Необходимо
пересмотреть весь комплекс отношений с окружающим ми-
ром, с самой жизнью, и по-настоящему признать человека
во всей его целостности. Но все это должно быть предметом
личностного интереса, делом личности как единственного
и неповторимого существа; чтобы достигнуть цели, процесс
должен начаться именно на данном уровне.
Таково вытекающее из общечеловеческой (коллектив-
ной) инстинктивной основы сообщение, которое
содержится в данном сновидении и передается с его
помощью рассказчику. Большие политические и
социальные организации должны являться не
самоцелью, а лишь временным средством. В США уже
осознали необходимость ликвидации больших трестов; та
же тенденция к роспуску гигантских организаций с
течением времени будет повсеместно" осознана как
острая потребность, ибо такие организации,
превращаясь в самоцель и приобретая автономию,
становятся крайне отрицательным фактором,
истощающим и пожирающим человека, наподобие
раковой опухоли. Они фактически держат человека под
наблюдением, а сами ускользают из-под его контроля.
Человеческое существо превращается в их жертву и
вынуждено подчиниться безумству идеи, которая больше
не приемлет собственных хозяев. Подобная опасность
реальна для любых больших организаций,
растворяющих человека в себе. Против этой страшной
угрозы есть только одно средство: восстановление
достоинства личности.
Но это жизненно важное средство не может быть пущено в
ход произвольно и преднамеренно, по первому требова-
нию, как спланированный ответ на некую хорошо осозна-
ваемую ситуацию. Для этого человек слишком мал и не-
мощен. Он нуждается в безотчетной вере, в побудительных
мотивах, ощущаемых как метафизические по своему про-
исхождению; все это не может быть воссоздано искусствен-
но, только лишь благодаря добрым намерениям, объеди-
ненным на основе определенного минимума понимания.
Подобная метафизически ориентированная доминанта
способна установиться лишь спонтанным путем. И именно
такое событие лежит в основе разбираемого сна. Высказан-
ного мною мнения о связи отдельных деталей картины, со-
зданной рассказчиком, с феноменом НЛО, оказалось до-
статочно, чтобы вызвать в нем к жизни архетипическую
легенду, которая сообщает НЛО смысл нуминозного сим-
вола значимости индивида значимости, обретшей мета-
физическое обоснование. Эмпирический человек далеко не
умещается в границах собственного сознания. Он привле-
кает к себе интерес потустороннего мира; он него ждут до-
стижений, возвышающихся над областью эмпирического с
ее узкими пределами. Интерес к потустороннему миру сам
идет навстречу индивиду, пробуждается в недрах его су-
щества и требует от него проявлений, возвышающихся над
областью эмпирического с ее узкими пределами. В
результате человек обретает новое, более высокое
достоинство, его значимость достигает космических
сфер. Такая нуминозная метаморфоза не может быть
плодом осознанных намерений или интеллектуальной
убежденности; она возникает как отклик на потрясение,
испытываемое «Я» под впечатлением от пришедших в
движение архетипических сил. Подобный опыт
небезобиден, ибо он часто приводит к инфляции
личности: «Я» ощущает себя как бы «размножившимся»
и «увеличившимся в размерах», хотя на деле оно
отодвинуто на задний план; инфляция отнимает у него
почву, лишает опоры, но чтобы все-таки «устоять на
ногах», личность парадоксальным образом испытывает
огромную потребность именно в чувстве инфляции
(например, в ощущении того, что она принадлежит к
числу редких избранников). Возвышению подвергается не
«Я», а заменяющая его, более обширная и значимая
Самость символ всего человека в целом. «Я» любит
воображать, что оно и есть человек в целом; вот почему
ему так трудно избежать угрозы инфляции. Последняя
настолько опасна, что человеку свойственно в страхе
отступать перед подобными переживаниями и даже
спасаться от них, как от болезней. Именно поэтому само
|