понятие бессознательного воспринимается людьми с
трудом, а необходимость заниматься им наталкивается на
еще более резкую реакцию.
Совсем недавно каких-нибудь несколько тысячелетий
назад разум людей находился на первобытном уровне,
которому были свойственны свои «душевные катастрофы»
потеря души, одержимость и т. д., угрожавшие един-
ству личности, то есть «Я». Все эти опасности и угрозы еще
далеко не преодолены даже в нашем цивилизованном об-
ществе. Конечно, сегодня они уже не настолько пагубны
для индивида, но этого нельзя сказать о целых националь-
ных и социальных группах большого масштаба, о чем
слишком красноречиво свидетельствует современная исто-
рия. Речь идет о психических эпидемиях, уничтожающих
личность. Перед лицом этой опасности есть лишь одно
средство: отдаться на волю эмоции, которая, не подавляя
и не уничтожая личность, ведет ее к достижению целост-
ности, полноты. Последняя же устанавливается только в
тот момент, когда «человек сознательный» объединяется с
бессознательной частью собственного существа. Процесс
объединения лишь в очень малой мере зависит от нашей
собственной воли; в основном он происходит непроизволь-
но. Сознание способно в лучшем случае лишь подвести нас
к границе бессознательного; достигнув ее, мы можем толь-
ко ждать и наблюдать за ходом событий.
С точки зрения сознания этот психологический процесс
выглядит как настоящее приключение, как поиск в духе
«Пути пилигрима» Джона Баньяна¹; доктор Эстер Хардинг
посвятила этой книге обстоятельное исследование², в ко-
тором показано, что описываемые Баньяном внутренние
переживания, при всех различиях в языке и представле-
ниях, вполне аналогичны тому, что испытывает современ-
ный человек, сделавший выбор в пользу «тесных врат»³.
Эту книгу я рекомендую любому, кто хотел бы уяснить
себе смысл понятия «процесс индивидуации». На вопрос,
который мне задавали тысячи раз: «Что я могу сделать?»,
я знаю лишь один ответ: «Стань тем, кем ты был всегда!»,
иными словами попытайся достичь той целостности,
которой ты обладал, сам не зная об этом, но которую ты
утратил по вине обстоятельств сознательной жизни в ци-
вилизованном обществе. Книга Хардинг написана
настолько простым и доступным языком, что любой
читатель, даже не имеющий специальных знаний, может
при наличии доброй воли понять ее содержание. Читая эту
книгу, он поймет также, почему хотя вопрос «что я могу
сделать своими слабыми силами в сегодняшней
угрожающей миру ситуации?» кажется ему таким важным
ему все-таки лучше ничего не делать и предоставить
событиям идти своим путем.
Человеку свойственно воспринимать коллективные иде-
алы как нечто достойное особого почтения и восхваления;
в связи с этим он всячески стремится внести свой вклад в
развитие больших организаций, не замечая, что они слу-
жат делу уничтожения личности. Ценность группы всегда
ниже средней ценности составляющих ее членов; что же
говорить о группах, в большинстве своем состоящих из не-
бокоптителей, лентяев и невежд? Ясно, что идеалы, про-
поведуемые подобной организацией, недорого стоят. Впро-
чем, согласно старой китайской пословице, лучшее из
средств в нечистых руках само становится нечистым.
Сообщение, переданное летающей тарелкой нашему рас-
сказчику, касается проблемы нашего времени, проблемы,
которая жизненно важна для каждого из нас. Небесные
знамения появляются для того, чтобы их видел каждый.
Они призывают человека вспомнить о душе и поразмыс-
лить над проблемой собственной целостности, ибо именно
целостность человека должна стать ответом Запада на уг-
розу подавления личности массой.
1)
Дж. Баньян (Bunyan) (1628-1688) английский религиозный писатель.
2)
Е. Harding. Journey into Self. - New York, 1956 (прим. автора).
3)
Ср.: «...тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» Матфей, 7, 14.
|