забыли ли они нарисованную им картину? Это почти невозможно.
Вот то, что касается холодных, материальных фактов. Но не на них расцветает
красноречие. Этот оратор стремился создать подъем, затронуть сердца, зажечь чувства. И вот
в заключение он переходит к вопросам, вызывающим эмоции. Он говорит о том, что означает
владение этими домами для жителей города. Он превозносит Филадельфию как "подлинный
исток американской свободы". Свобода! Волшебное слово, слово, полное чувства, чувства, за
которое миллионы людей отдали свои жизни. Эта фраза хороша сама по себе, но она делается
в тысячу раз лучше, когда оратор подкрепляет ее конкретными ссылками на исторические
события и документы, дорогие, священные для сердец его слушателей...
"Это город, где был изготовлен первый американский флаг; город, где заседал первый
конгресс Соединенных Штатов; город, где подписана Декларация независимости... где
Колокол свободы... вдохновил... выполняем священную миссию, заключающуюся... в
распространении американского духа... сохранении горящим факела свободы, чтобы, с
соизволения Всевышнего, правительство Вашингтона, Линкольна и Теодора Рузвельта могло
быть вдохновением для всего человечества". Это подлинная кульминация речи!
Вот и все о построении этой речи. Но как ни хороша речь с точки зрения композиции, она
все же могла быть неудачной, легко могла не произвести никакого впечатления, если бы она
была произнесена равнодушно, без воодушевления, вяло. Но оратор произнес ее так же, как
он ее построил, - с чувством, с подъемом, порожденными глубочайшей искренностью. Не
приходится поэтому удивляться тому, что он получил первую премию и ему был присужден
кубок Чикаго.
Как строил свои речи доктор Конуэлл
Как я уже говорил, не существует безошибочных правил, могущих решить вопрос о
наилучшем построении речи. Не существует чертежей, схем или рецептов, подходящих для
всех речей или для большинства их. Однако мы приведем несколько планов выступлений,
которые могут быть применены в некоторых случаях. Покойный доктор Рассел Х. Конуэлл,
автор знаменитой книги "Акры алмазов", сказал мне однажды, что он строил многие из своих
бесчисленных публичных выступлений по следующему принципу:
1. Изложение фактов.
2. Высказывание соображений, вытекающих из них.
3. Призыв к действиям.
Многие считают весьма целесообразным и вдохновляющим такой план:
1. Продемонстрировать нечто плохое.
2. Показать, как исправить это зло.
3. Просить о сотрудничестве.
Или можно представить иначе:
1. Вот положение, которое нужно исправить.
2. Нам следует сделать для этого то-то и то-то.
3. Вы должны помочь по таким-то причинам.
Можно предложить и другой план речи:
1. Добиться интереса и внимания.
2. Завоевать доверие.
3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.
4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Как строили свои речи знаменитые люди
|