способен в одних носках выйти на крыльцо встречать гостей.
У Дугласа были изящные жесты, а жесты Линкольна - угловаты. Дуглас был совершенно
лишен юмора. Линкольн же неподражаемо рассказывал анекдоты.
Дуглас редко прибегал к сравнениям, Линкольн всегда оперировал аналогиями и
примерами. Дуглас был высокомерен и властен. Линкольн - скромен и снисходителен. У
Дугласа был живой, блестящий ум, у Линкольна мыслительный процесс проходил
значительно медленнее. Дуглас был стремительным, как шквал урагана, Линкольн -
спокойнее, глубже и осторожнее.
Оба эти деятеля, хотя и совершенно разные, были хорошими ораторами, потому что у них
хватало мужества и здравого смысла сохранять свою индивидуальность. Если бы один из них
пытался подражать другому, он бы с треском провалился. Но, в полной мере используя свои
особые таланты, оба они оказались оригинальными и сильными. Старайтесь подражать им.
Давать такие советы легко, но легко ли следовать им? Безусловно, нет. Как сказал маршал
Фош о военном искусстве, "сущность его довольно проста, но, к несчастью, его сложно
претворить в жизнь".
Чтобы быть естественным перед аудиторией, нужна практика. Актеры знают это. Когда вы
были маленьким четырехлетним ребенком, вы, вероятно, могли, если бы попытались,
взобраться на эстраду и естественно "рассказать" что-то слушателям. Но когда вам двадцать
четыре года или сорок четыре, то что будет, если вы подниметесь на трибуну и начнете
говорить? Сохраните ли вы ту безмятежную естественность, которая была у вас в четыре
года? Может быть, но готов держать пари, что вы окажетесь скованным, будете говорить не
своим голосом и спрячетесь в свою раковину, подобно улитке.
Обучение людей изложению своих мыслей заключается не в том, чтобы придать людям
какие-то дополнительные качества; оно главным образом состоит в устранении скованности,
в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, выражаться так же естественно,
как он выражался бы, если бы кто-нибудь сбил его с ног.
Сотни раз я останавливал говорящего в середине выступления и умолял его "говорить по-
человечески". Сотни раз я приходил вечером домой умственно усталым и нервно
истощенным от попыток вымуштровать людей и заставить их говорить естественно.
Поверьте мне, это не так просто, как кажется.
И единственный в мире способ приобрести эту аффектированную естественность -
практиковаться. И когда вы практикуетесь и замечаете, что говорите в скованной манере,
остановитесь и резко скажите себе:
"Слушай, что случилось? Опомнись. Стань человеком!" А потом выберите кого-нибудь в
аудитории, кого-нибудь сидящего сзади, человека с самой заурядной внешностью, какого
только сможете найти, и говорите, обращаясь к нему. Забудьте о том, что в помещении
присутствуют другие люди. Беседуйте с этим человеком. Представьте себе, что он задал вам
вопрос, а вы на него отвечаете. Если бы он встал и обратился к вам, и вам бы пришлось
отвечать ему, это немедленно и неизбежно заставило бы вас говорить в тоне личной беседы,
более естественно, более просто.
Поэтому вообразите себе, что именно так оно и есть.
Вы можете применить такой прием: действительно задавать вопросы и отвечать на них.
Например, в середине выступления скажите: "Вы хотите знать, как я докажу это? У меня есть
убедительные доказательства, вот они..." А затем начните отвечать на воображаемый вопрос.
Такого рода вещи можно делать очень естественно. Это нарушит монотонность изложения,
сделает выступление более доходчивым, приятным и живым.
Искренность, подъем и глубокая убежденность тоже помогут вам.
Когда человек находится под влиянием своих чувств, на поверхность выступает его
подлинная сущность. Преграды падают. Пламя его эмоций сжигает все бареры. Он говорит
|