непринужденно и естественно.
Таким образом, обсуждая вопрос о манере изложения материала, мы приходим к выводу,
который мы уже неоднократно подчеркивали на страницах этой книги: в выступление надо
вкладывать душу.
"Я никогда не забуду,
- говорил декан Браун в лекции об искусстве проповеди,
прочитанной в Йельской богословской школе, - рассказ одного моего друга о церковной
службе, на которой он однажды присутствовал в Лондоне. Проповедником был Джордж
Макдональд. В то утро он в качестве теста из Священного писания прочел одиннадцатую
главу из Послания к Евреям. Когда пришло время произнести проповедь, он сказал:
"Вы все слышали об этих благочестивых людях. я не буду пытаться объяснять вам, что
такое вера. Профессора богословия сделают это значительно лучше меня. Я пришел сюда,
чтобы помочь вам верить".
А затем последовала такая простая, прочувствованная и величественная демонстрация
веры этого человека в вечные истины, что он вселил веру в умы и сердца всех своих
слушателей. Он вложил душу в то, что говорил, и его изложение было действенным потому,
что оно опиралось на подлинную красоту его собственной внутренней жизни.
"Он вложил душу". Именно в этом секрет. Но я знаю, что подобные советы не пользуются
успехом. Они кажутся неясными, неопределенными.
Средний учащийся хочет ясных и понятных советов, ему нужно нечто определенное, что
он может схватить рукой. Ему нужны правила, столь же точные, как правила вождения
автомашины.
Вот чего он хочет, и мне хотелось бы дать ему это. Тогда ему было бы легко, и мне тоже
было бы легче. Такие правила существуют, но у них есть маленький недостаток: они не
действуют. Они лишают речь всякой естественности, непринужденности, делают ее
безжизненной и сухой. Мне это хорошо известно, в молодые годы я напрасно потратил много
энергии, пытаясь следовать им. Их не будет на этих страницах, ибо, как заметил в веселую
минуту Джош Биллингс, "нет смысла знать так много вещей, если они не такие, какими
кажутся".
Используете ли вы эти правила, выступая публично?
Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы, придающие выступлению естественность,
чтобы они стали для вас более ясными, более живыми. Я сомневался в том, нужно ли делать
это, но почти наверняка кто-нибудь скажет: "Ах, вот оно что!.. Надо только заставить себя
сделать так, и все будет в порядке". Нет, это не так. Если вы ЗАСТАВИТЕ себя, ваша речь
будет деревянной и механической.
Еще вчера вы применяли большую часть этих правил в беседах с друзьями, делая это так
же бессознательно, как вы переваривали свой обед. Вот так и надо применять их. Другого
способа нет. И в публичных выступлениях это придет к вам, как было уже сказано, только в
процессе практики.
Во-первых, акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные
В разговоре мы выделяем только один слог в слове, а остальные произносим бегло,
стараясь поскорее миновать их, как такси проезжает мимо кучки бродяг, например,
МассаЧУсетс, несЧАстье, окруЖЕние. Почти то же самое происходит и с фразой. Одно или
два важных слова возвышаются над ней, подобно небоскребу "Эмпайр Стейт билдинг" на
Пятой авеню в Нью-Йорке.
Я описываю вовсе не какое-то странное или необычное явление.
|