Он всегда улыбался и вел себя так, как будто был очень рад видеть нас, и поэтому
немедленно и неизбежно его слушатели начинали испытывать по отношению к нему теплое
чувство.
Однако мне приходилось видеть ораторов, которые выходили на трибуну с холодным и
небрежным видом, как будто им предстояло решить неприятную задачу, и которые, казалось,
готовы были благодарить бога, когда выступление будет завершено. Вскоре мы, слушатели,
начинали испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является
заразительным.
"Подобное рождает подобное", - замечает профессор Оверстрит в своей работе "Влияние
на человеческое поведение". "Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть
основания полагать, что они также заинтересуются нами. Если мы сердито смотрим на наших
слушателей, то есть все основания предполагать, что они также будут сердито смотреть на
нас или сердиться, не проявляя это внешне. Если мы будем вести себя робко или слишком
суетливо, то они, вероятно, не будут чувствовать к нам доверия. Если мы нахальны или
хвастливы, то в ответ на это они проявят собственную самовлюбленность. Очень часто еще
до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют. Поэтому есть все основания
быть уверенными в том, что мы ведем себя таким образом, чтобы вызвать положительную
реакцию".
Соберите слушателей вместе
Мне часто приходилось выступать как днем перед небольшим числом слушателей,
разбросанных в большом зале, так и в вечернее время перед многими слушателями,
наполнявшими то же помещение. Вечерняя аудитория от души смеялась над тем, что едва
вызывало улыбку на лицах у дневной группы слушателей; вечерняя аудитория часто
аплодировала в тех местах, по поводу которых дневные слушатели не выказывали
совершенно никаких эмоций. Почему?
Прежде всего потому, что пожилые женщины и дети, которые обычно приходят в дневное
время, не могут столь же бурно проявлять свои чувства, как более энергичные и более
искушенные слушатели, которые приходят вечером. Однако это лишь частичное объяснение.
Дело в том, что аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу. Ничто так не
гасит энтузиазм, как обширное помещение и пустые кресла в зале.
Генри Уорд Бичер сказал в своих йельских лекциях о том, как читать проповеди: "Люди
часто говорят: разве вам не кажется, что значительно интереснее выступать перед большой
аудиторией, чем перед маленькой? Я отвечаю, что нет; я могу так же хорошо говорить перед
двенадцатью слушателями, как и перед тысячью, если только эти двенадцать стоят вокруг
меня и близко друг к другу, так, что могут коснуться друг друга. Но даже тысяча зрителей,
если расстояние между ними составляет четыре фута, будет выглядеть так же, как пустой
зал... Сосредоточьте своих слушателей, и вы сможете убедить их, приложив минимум
усилий".
Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он
становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем
если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу
таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из
полудюжины людей, слушающих оратора.
Гораздо легче заставить людей действовать в качестве единого целого, чем индивидуально.
Люди, идущие в бой, например, обязательно стремятся выполнить самые опасные и
безрассудные задачи, так как они хотят быть вместе. Во время последней войны немецкие
солдаты иногда шли в бой, держа друг друга за руки.
|