Толпы! Толпы! Толпы! Они представляют собой любопытное явление. все великие
народные движения и реформы осуществлялись при помощи психологии толпы. Эверет Дин
Мартин написал на эту тему интересную книгу "Поведение толпы".
Если мы собираемся выступать перед небольшой группой слушателей, то мы должны
выбрать небольшое помещение. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении,
чем рассадить слушателей в большом зале.
Если ваши слушатели разбросаны в зале, то попросите их перейти вперед и сесть к вам
поближе. Добейтесь этого прежде, чем начнете выступление.
Поднимайтесь на трибуну только в том случае, если аудитория довольно велика, и в связи
с этим возникает действительная необходимость стоять на возвышении. Находитесь на одном
уровне со своей аудиторией. Стойте рядом со своими слушателями. Постарайтесь избежать
какой бы то ни было формальной атмосферы. Установите теплый контакт и превратите ваше
выступление в беседу.
Майор Понд разбивал окна
Следите за тем, чтобы воздух в зале был свежим. В процессе публичного выступления
кислород так же важен, как гортань, глотка и надгортанник. Все красноречие Цицерона, вся
миловидность женского ансамбля "Роккетс" из мюзик-холла вряд ли смогли бы держать
аудиторию в напряжении, если бы в помещении был затхлый воздух. Поэтому когда мне в
числе других ораторов приходится выступать перед слушателями, то почти всегда перед
началом выступления я прошу их встать и отдохнуть минуты две, а в это время открыть окна.
В течение четырнадцати лет майор Джеймс Б. Понд путешествовал по всей территории
Соединенных Штатов и Канады в качестве импресарио Генри Уорда Бичера, когда этот
знаменитый бруклинский проповедник был на вершине своей славы как популярный лектор.
Еще до того, как слушатели собирались, Понд всегда приходил в этот зал, церковь или театр,
где должен был выступать Бичер, и тщательно проверял освещение, кресла, температуру и
вентиляцию. Понд был неистовым и шумливым старым армейским офицером и любил
использовать свою власть. Поэтому если в зале было слишком тепло или был спертый воздух
и он не мог открыть окна, то он швырял в окна книги, разбивая и дробя стекло. Сперджен
полагал, что "проповеднику необходим кислород почти так же, как благословение божье".
Да будет свет, освещающий ваше лицо
Если вы только не занимаетесь демонстрацией спиритизма, то, ели это возможно,
наполните зал светом. Легле приручить перепела, чем вызвать энтузиазм в полутемном
помещении, которое имеет столь же мрачный вид, как внутренность термоса.
Прочтите статьи Дэвида Беласко о режиссуре на сцене, и вы узнаете о том, что обычный
оратор не имеет ни малейшего представления об исключительно важном значении
правильного освещения.
Пусть свет бьет вам в лицо. Люди хотят видеть вас. Малейшие изменения, которые могут
возникнуть в чертах вашего лица, являются частью, и очень важной частью, процесса
самовыражения. Иногда они значат больше, чем ваши слова. Если вы стоите прямо под
лампой, то ваше лицо может быть затемнено тенью, если же вы стоите прямо перед
осветительным прибором, то ваше лицо будет сиять. Поэтому не разумнее ли, прежде чем вы
начнете свое выступление, выбрать такое место, которое будет наиболее выигрышным в
отношении освещенности?
Ничего лишнего на сцене
|