При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть вас во весь рост. Они даже будут
вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью.
Какая-нибудь добрая душа наверняка поставит стол, на котором будут графин и стакан.
Однако если вы почувствуете сухость в горле, то щепотка соли или кусочек лимона приведут
к тому, что слюна начнет выделяться с силой Ниагарского водопада.
Вам не нужны ни вода, ни графин. Вам совершенно не нужны и другие бесполезные
предметы, которые обычно загромождают возвышение, с которого выступает лектор.
Салоны различных автомобильных фирм на Бродвее очень красивы, хорошо скомпонованы
и ласкают глаз. Магазины крупных парфюмерных и ювелирных фирм в Париже оформлены
роскошно и с художественным вкусом.
Почему? Потому что это обеспечивает доходный бизнес. У человека возникает больше
уважения, доверия к фирме, когда он видит подобное оформление.
По этой же причине оратор должен выступать на приятном фоне.
По-моему, идеальным вариантом было бы полное отсутствие мебели. Позади
выступающего не должно быть ничего, привлекающего внимание. Ничего не должно быть и
по бокам. Рекомендуется занавес из темно-синего бархата.
А что же обычно бывает позади лектора? Географические карты, диаграммы и таблицы, а
иногда множество пыльных стульев, причем некоторые из них перевернуты и поставлены
друг на друга. Что же получается? Дешевая, неряшливая, беспорядочная обстановка. Так что
все это следует убрать.
Генри Уорд Бичер говорил: "Самым важным в публичном выступлении является человек".
Поэтому пусть выступающий будет виден, как заснеженная вершина Юнгфрау,
возвышающаяся на фоне голубого неба Швейцарии.
Никаких гостей на сцене
Однажды я находился в Лондоне (провинция Онтарио), когда там выступал премьер-
министр Канады. Вдруг уборщик, вооруженный длинным шестом, начал проветривать
помещение, переходя от одного окна к другому. Что же произошло? Слушатели почти все до
одного в течение некоторого времени игнорировали выступавшего и внимательно смотрели
на уборщика, как будто он совершал какое-то чудо.
Слушатели не могут или, что одно и то же, не станут бороться с соблазном взглянуть на
двигающиеся предметы. Если выступающий будет помнить эту истину, он может избавить
себя от некоторых неприятностей и ненужной досады.
Во-первых, он может воздержаться от того, чтобы крутить пальцы, поправлять одежду и
проделывать другие нервозные движения, которые будут отвлекать от его выступления. Я
помню, как слушатели в одном из залов Нью-Йорка следили за руками известного оратора в
течение получаса в то время, когда он говорил, похлопывая крышкой кафедры.
Во-вторых, оратор, если это возможно, должен усадить своих слушателей таким образом,
чтобы они не видели входящих в зал с опозданием и тем самым не отвлекались.
В-третьих, вместе с ним на сцене не должно быть никого. Несколько лет назад Раймонд
Робинс прочел целую серию лекций в Бруклине. Вместе с другими я был приглашен на
сцену. Я отклонил это приглашение, считая, что это было бы несправедливо по отношению к
оратору. Я обратил внимание в первый вечер, что многие из сидевших на сцене
приглашенных все время ерзали, клали ногу на ногу и так далее, и каждый раз, когда кто-
нибудь из приглашенных начинал двигаться, аудитория переводила свой взгляд с оратора на
этого гостя. Я рассказал об этому Робинсу, и в последующие вечера он уже был на сцене
один.
|