начав с конкретной иллюстрации (см. начало главы шестой данной книги); г) использовав
какой-либо предмет (например, монету, которая дает право нашедшему ее на земельный
участок); д) задав вопрос (например: "Находил ли кто-либо из вас такую монету на
тротуаре?"); е) начав с какой-либо потрясающей цитаты (как сделал, например, Элберт
Хаббард в своем выступлении о ценности инициативы); ж) Показав, что тема выступления
связана с жизненно важными интересами слушателей (например, заявив:
"...продолжительность вашей жизни составляет две трети времени между вашим теперешним
возрастом и восьмьюдесятью годами. Вы можете продлить вашу жизнь, если будете
периодически проходить тщательные медицинские обследования", и т.д.); з) начав с
потрясающих фактов (например, с утверждения, что "американцы являются самыми
ужасными преступниками в цивилизованном мире").
5. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что вы слишком
тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным,
естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том,
что только что говорилось (например: "Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через
город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила...").
Глава девятая
Как заканчивать выступление
Хотите ли вы знать, в каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или
неопытность, мастерство или отсутствие навыков?
В начале и в конце. В театре существует старая поговорка, относящаяся, конечно, к
актерам, которая звучит приблизительно так: "об их мастерстве можно судить по тому, как
они выходят на сцену и как уходят с нее".
Начало и конец! Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности. Разве
и на общественном поприще не составляет наибольшей трудности красивое появление и не
менее красивый уход с арены? Самая тяжелая задача во время деловой беседы - расположить
к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце.
Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее
важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают
звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут
помнить дольше всего. Однако новички редко осознают важное значение этого выгодного
фактора. Финалы их выступлений часто оставляют желать лучшего.
Каковы их наиболее типичные ошибки? Давайте рассмотрим некоторые из них и
попытаемся найти пути к их исправлению.
Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свою речь следующим образом: "Вот
приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу.
Так что, пожалуй, я на этом закончу". Это не окончание. Это ошибка.
Сразу видно, что оратор - дилетант. Такая ошибка почти непростительна.
Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы на том не закончить выступление и не
сесть на место без разговоров о том, что вы собираетесь закончить. Сядьте, а сделать вывод о
том, что это все, что вы собирались сказать, можно спокойно и тактично оставить на
усмотрение ваших слушателей.
Бывают также ораторы, которые уже высказали все, что хотели, но не знают, как закончить
выступление. Кажется, еще Джош Биллингс рекомендовал брать быка за хвост, а не за рога,
так как в этом случае будет легче его отпустить. Оратор, взявший быка за рога, хочет уйти от
|