аспектам его мышления, ответы на них будут радикально различны для разных личностных типов.
Усилия, направленные на выбор оптимального варианта трудоустройства без учета этих факторов,
подобны попыткам отыскать маленький островок в безбрежном океане, не имея карты. Возможно, если
повезет, вы найдете то, что вам нужно. А возможно, и нет!
Джоанна, одна из наших клиенток, обратилась к нам в дни, когда переживала профессиональный
кризис. В тридцать лет ей стало ясно, что дальше идти по проторенной дороге невозможно. Семь лет
она преподавала математику в начальной школе и теперь чувствовала себя окончательно вымотанной.
Тогда Джоанна задумалась: тот ли путь она избрала?
Быть учительницей это казалось Джоанне самым естественным в мире. Старшая из четырех
детей в семье, она с ранних лет привыкла заботиться о младших. В ранней юности Джоанна обращалась
за консультацией по поводу выбора карьеры, и тогда, казалось, все признаки указывали именно на это
направление деятельности. И в школе, и в колледже Джоанна проходила стандартные тесты на
определение способностей, интересов и ценностей. И каждый раз консультанты советовали ей
получить диплом учителя и посвятить себя преподаванию математики маленьким детям. Вроде бы все
складывалось идеально.
После первого года работы Джоанна стала испытывать нарастающее недовольство негибкими
рамками, в которые была загнана начальная школа. Ее не устраивали бесконечные предписания,
навязываемые и ей, и ее ученикам. Необходимость готовить планы уроков за шесть недель вперед
вызывала у нее протест, поскольку это отнимало у Джоанны возможность отвечать на запросы учеников
и ограничивало их творческие порывы. Стандартный сборник задач она считала бессодержательным и
глупым. Рутинная работа, которую требовали методические указания, выматывала и раздражала как ее,
так и учеников. Джоанна почувствовала себя изгоем, так как интересы и ценности ее коллег не
совпадали с ее собственными. Она стала ощущать неудовлетворение, поскольку была лишена
возможности воплощать свои дерзкие проекты в коллективе товарищей, равных ей по интеллекту. Она
переходила из одного класса в другой, даже перевелась в другую школу, но ничто не помогало.
После бесед с нами Джоанна поняла, что вовсе не сошла с ума; просто она избрала
неподходящий род деятельности. Специалисты, консультировавшие Джоанну ранее, были правы в том,
что у нее имелись многие качества, необходимые преподавателю. Тем не менее, факторы, которые
служили ей лучшими стимулами в работе, интеллектуальные задачи, возможности
профессионального совершенствования, творчество и новаторство в ее работе отсутствовали.
Напротив, сложившаяся образовательная система принуждала Джоанну работать в жестких рамках,
регламентировала каждый ее шаг, что было совсем не по ней.
К счастью, очень скоро выход был найден. Мы предложили Джоанне вернуться в школу и
получить диплом магистра с тем, чтобы продолжить преподавательскую деятельность (к чему у нее
по-прежнему сохранялась горячая склонность) в высшей школе. В колледже она могла бы получить
большую творческую свободу, иметь меньше обязательств, преподавать свой предмет на более высоком
уровне и влиться в интеллектуальную среду.
Так и вышло: Джоанна получила диплом магистра и быстро нашла место преподавателя на
кафедре математики в небольшом колледже. Сейчас она преподает математику студентам старших
курсов и продолжает учебу, так как намерена защищать докторскую диссертацию.
Есть и еще одна причина, по которой мы утверждаем, что традиционный подход к вопросам
выбора карьеры неудовлетворителен. Все
компоненты «большой тройки» (способности, интересы,
ценности) с возрастом претерпевают изменения. По мере того, как растет ваш трудовой опыт, вы умеете
все больше и больше. С годами вы можете обрести новые интересы и разочароваться в прежних. К тому
же цели в более зрелом возрасте зачастую уже не те, что ставились в молодости. Можно долго менять
занятия, чтобы найти себя на каждом этапе своего развития. А можно сделать выбор в самом начале
карьеры, основываясь на глубинном понимании того, кто вы есть (и кем останетесь всегда!).
Алекс тридцатидевятилетний терапевт, практикующий в пригороде Чикаго. В его семье
издавна предполагалось, что он продолжит семейную традицию и станет врачом. На протяжении
двенадцати лет учебы в колледже и в специальных учебных заведениях Алекс не ставил под сомнение
обоснованность этого решения. После пяти лет занятий врачебной практикой он, однако, пришел к
невеселому заключению, которое имело для него самого и для его семьи далеко идущие последствия:
|