Ассоциация психологического типа. «Этические принципы»
[Цитируется и пересказывается с разрешения издателя справочника Ассоциации
психологического типа за 1994-1995 гг.]
1. Все, кто проходит MBTI, должны быть проинформированы о целях и предполагаемом
использовании результатов заблаговременно. Как и любая другая психологическая процедура, MBTI
должен использоваться на условиях добровольности.
2. Индивидуальные результаты тестирования типа не должны разглашаться без разрешения
респондента.
(Иными словами, информация о типе личности является конфиденциальной. Однако данные о
результатах группы, которые не включают информации об отдельных ее участниках, разглашаться могут.
Например, если вы проводите MBTI в группе студентов, то можете представить карту распределения
типов, но при условии, что имена участников названы не будут.)
3. Информация о типе может использоваться для повышения шансов индивида или группы на
успех, но не для того, чтобы ограничивать возможности индивида или группу в чем-либо.
(MBTI призван улучшить профессиональные достижения. Неэтично применять MBTI для
проверки кандидатов при приеме на работу. Также неэтично ограничивать круг обязанностей
сотрудника исключительно на основании его принадлежности к тому или иному типу. Тип полезен для
построения команды и для понимания поведенческих преференций работников.)
4. Точные сведения о теории типа и интерпретация индивидуальных результатов должны
обсуждаться с глазу на глаз.
(Когда человек желает пройти MBTI и получить результаты по обычной или электронной почте,
возникает дилемма. Главная причина того, что предпочтение оказывается беседам с глазу на глаз,
состоит в том, что шансы помочь человеку определить его тип и убедиться, что он имел достаточно
времени для правильной интерпретации результатов MBTI, повышаются при личном общении.
Впрочем, хотя общение наедине все же предпочтительнее, электронная почта может быть также
приемлемой формой, если у клиента имеются неограниченные возможности задавать вопросы и глубоко
обсуждать интересующие его аспекты интерпретации результатов.)
5. Респондент всегда должен иметь возможность «проверить» применимость результатов к нему
лично.
(Это предписание является, пожалуй, самым важным, а оно, к сожалению, не всегда
исполняется. Мы полагаем, что всякий, кто использует MBTI или информацию о типе, обязан быть
достаточно компетентным и иметь достаточно времени, чтобы помочь всем участникам тестирования
проверить свой тип, в частности, представить клиентам подробные письменные характеристики типа
(типов) для уточнения.)
6. Характеристики типов должны даваться в благожелательной манере и быть достаточно
нейтральны по форме; например, с использованием слов «преференция», «тенденция», «склонность».
7. Все респонденты должны быть проинформированы о том, что их типы отражают
индивидуальные характеристики, а не способности, уровень интеллекта или степень вероятности
достижения успеха. Никто не должен советовать респонденту выбирать или не выбирать ту или иную
работу только на основании его типа.
(Вообще-то преференции типов нередко связаны с определенными способностями. Например,
экстраверты-этики ESFJ и ENFJ часто преуспевают в «видении людей». Но это лишь тенденция, а
не абсолютная истина, поэтому опасно приписывать определенным типам те или иные достоинства.
Опасность здесь в том, что человек может почувствовать себя неуютно, если данным мастерством не
обладает, или решить, что этим достоинством не обладает кто-то, кто принадлежит к другому типу. Что
касается советов по выбору той или иной работы, то ключевые слова здесь «... только на основании
его типа».
Тип важный фактор в прогнозе большего или меньшего успеха, но, безусловно, не
единственный, который следует принимать во внимание.)
8. Сам респондент лучший судья в вопросе о том, «подходит» ему данный тип или нет.
(Здесь есть почва для разногласий, поскольку результаты клиента могут указывать на один тип, а
консультант, в свою очередь, может быть твердо убежден, что перед ним человек совершенно другого
|