человеком. Если же в детстве доминантная функция человека подавляется, то может выйти так, что в
более позднем возрасте он не будет полагаться на свой природный внутренний стержень. Конечно, в
таком случае он не получит полного удовлетворения от жизни.
От 12 до 25 лет
Приблизительно в двенадцать лет у нас усиливается вспомогательная функция. Как было сказано
в предыдущей главе, она уравновешивает действие доминантной функции, и в результате мы учимся и
собирать информацию, и принимать решения.
Когда доминантная и вспомогательная функции твердо определились, настает черед третьей и
четвертой функций (несмотря на то, что они пока развиты слабо). В возрасте около двадцати пяти лет
все мы уже относимся к разным типам личности. К счастью, это еще не конец персонального роста!
От 25 до 50 лет
Примерно после двадцати пяти лет мы начинаем развивать третью функцию. По нашим
наблюдениям, у большинства людей в полной мере она складывается только годам к сорока, а бывает, и
позже. А в тот же период имеет место еще одно явление, называемое кризисом среднего возраста.
Мы полагаем, что связь между развитием типа и кризисом среднего возраста (иными словами,
переоценкой ценностей!) не случайна. В первой половине жизни мы используем по преимуществу
доминантную и вспомогательную функции. Мы полагаемся на них, верим в них, и они отлично на нас
работают. За долгие годы мы овладеваем мастерством их применения. Достигнув же «перевала», мы
можем прийти к тревожным заключениям. Во-первых, что впереди у нас не так много времени; во-
вторых, что не так уж заманчиво посвятить оставшиеся годы тому же, чему была отдана молодость.
Нередко в середине жизни люди переосмысливают прежние ценности и меняют свои приоритеты.
Основываясь на опыте работы с нашими клиентами, мы пришли к выводу, что середина жизни
означает начало новой фазы развития типа. Не осознавая того, мы стремимся уйти от своей
индивидуальности, обнаружить новые возможности и сделать свою жизнь более продуктивной. Тогда
мы начинаем развивать в себе третью, а позднее и четвертую функции.
Вот перед нами Марти. Он относится к типу ISFP и является доминантным этиком. Его
вспомогательная функция сенсорика, третья интуиция, а четвертая логика. До последнего
времени он был основательным человеком, принимал вещи такими, какие они есть, не интересовался
причинами сложившегося положения дел и не доискивался глубинных смыслов. Сейчас ему тридцать
восемь лет, и он становится более пытливым человеком. Он стал задаваться новыми для него
вопросами: почему он поступает так, а не иначе, и какое влияние оказали на формирование его личности
родители. Он стал чаще беседовать с сестрой, вспоминая детство, и даже стал задумываться о том, не
получить ли ему консультацию относительно его характера и стиля поведения. Марти стал
интересоваться связями между вещами и событиями, основаниями поступков людей. Он углубил свои
представления о сложностях жизни и стал по-иному смотреть на открывающиеся возможности. Налицо
явные признаки развития интуиции.
Случается, что развитие третьей функции приносит человеку нешуточные волнения. Наоми
тридцать семь лет, она работает брокером на бирже, принадлежит к типу ENTP и является
доминантным интуитом. Ее вспомогательная функция логика, третья этика, четвертая
сенсорика. Ее способности анализировать рынки, просчитывать тенденции и убеждать других в своей
правоте уже принесли ей благосостояние. Наоми увлекает деятельность в финансовой сфере, требующая
быстрой реакции, риска, и в ней она достигла высокого уровня профессионализма. Недавно, однако,
Наоми стала получать от работы все меньше удовлетворения. Она уже не с такой охотой работает по
восемнадцать часов в день, в особенности сейчас, когда у нее складываются серьезные романтические
отношения, и ее партнеру хочется регулярных встреч. Наоми стала остро чувствовать ход своих
биологических часов. Ей по-прежнему нравится решать встающие перед ней профессиональные
проблемы, и успех и сейчас много для нее значит, но она понимает, что ее не устраивает перспектива
остаться наедине с деньгами и дорогими приобретениями. Третья функция Наоми (этика) подает голос,
|