Искусство словесной атаки: Практическое руководство Автор: Бредемайер К
41
Заманчивое приглашение
«Эй, не пора ли освободить гриль для детей?»
вместо: «Освободи, наконец, гриль, чтобы приготовить колбаски для детей!»
Ну, кто в такой ситуации сможет удержаться от демонстрации остроумия в ответ?
Ожидаемый отпор
«Вы не можете держать свое слово, канцлер Коль!»
«Напротив, я даже речь держать могу!» (Бывший канцлер Г. Коль).
«Так, я никак не могу вас уговорить?»
«Нет, но у вас был шанс меня убедить. Но вы его упустили!»
Нам всем знакомы подобные методы находчивого ведения дискуссий с помощью
легкомысленной игры слов. Иногда, когда мы действительно в ударе, они просто льются
сплошным потоком. А иногда против воли слетают с нашего языка. А именно; при
досадных обмолвках, так называемых оговорках по Фрейду. Игра слов бывает разной, она
может достигаться:
заменой слов на похожие по звучанию;
заменой части слова, например первой буквы или порядка слов;
с помощью словесных и образных ассоциаций;
с помощью намеренно неправильного ударения или искаженной интерпретации
смысловой нагрузки слова посредством замены частей предложения или слов;
употреблением речевых «перлов» или двусмысленностей;
с помощью измененного порядка слов в контексте;
с помощью «перепутывания» слов, похожих по звучанию, но различных по
значению;
наконец, с помощью изменения или искажения смысла посредством пропуска
букв или целых слов;
употреблением оговорок по Фрейду, которые, на самом деле не просто оговорки.
Игра слов, или каламбур, это крючок, на который мы нанизываем мысли и
высказывания, «оружие, наносящее раны, которые могут никогда не затянуться»
(Клаус Б¸ллинг) или же они просто свидетельствуют о легкости стиля.
|