Искусство словесной атаки: Практическое руководство Автор: Бредемайер К
95
оценку разговору с помощью ложных утверждений, используют даже косвенную
провокацию- Во время конфронтации в ход идет высказывание негативного мнения,
облеченное в форму прямой оценки, использование предрассудков, в то время как
собеседника принуждают высказывать истинное мнение и занимать четкую позицию.
Примеры
«Вы агрессивный водитель, которою совершенно не волнует соблюдение правил
ограничения скорости?!» (суть призыва: «Просто скажите «да»!»).
«Конечно же, люди, ратующие за экологию или просто связанные определенными
обязательствами, отказываются от соблюдения скоростного режима па дороге!?» «Ну
же, подтвердите это!»
Как бы подводя итог: «Тогда расскажите нам о чем-нибудь, что вас совершенно не
интересует!»
Понятно, что такие косвенные призывы не обязательно должны использоваться в
каждой беседе, однако эту возможность нельзя сбрасывать со счетов.
Призывы-уловки часто являются двухуровневыми: собеседник полагает, что
разговор ведется на одну тему до того момента, пока второй уровень или подтекст
остается скрытым.
Примеры
«Признайтесь, вы считаете себя внимательным водителем!» «Да, конечно».
«Подтвердите, что тот, кто проезжает за год столько километров без единой
аварии, несомненно, ездит очень внимательно». «Да, и при этом развивается
способность предвидеть критические ситуации».
«Подтвердите тот факт, что вы проезжаете больше 50 000 км за год». «В
среднем даже от 80 000 до 90 000 км!»
«А теперь вы просто обязаны нам убедительно объяснить, почему тот факт, что вы
с каждым километром все больше загрязняете окружающую среду, вас совершенно не
волнует».
Типы призывов
Различают следующие типы призывов.
Альтернативные призывы
Используя альтернативный призыв, мы ставим собеседника в ситуацию
ограниченного, но добровольного выбора из двух возможностей, объектов или фактов
в форме «или или», то есть, просим выбрать между двумя или несколькими
предметами, объектами, вещами.
Позитивная цель альтернативных призывов ограничение (в интересах обоих
собеседников) спектра возможных ответов, чтобы можно было сфокусировать
разговор на каком-то конкретном предмете.
|