Искусство словесной атаки: Практическое руководство Автор: Бредемайер К
99
Но этому тоже необходимо учиться. Правильно сформулированные высказывания
становятся оборотной стороной встречного призыва. Они могут быть оценочными,
например: «Итак, все вопросы выяснены, поставьте вашу подпись здесь!» или: «Нет,
это на первый взгляд так кажется, на самом деле...
(далее следует формулировка
собственной позиции)».
Вопросы, как и призывы, были и остаются главным средством коммуникации. Они
позволяют умело направлять разговор в том случае, когда с их помощью восполняется
дефицит информации, а иногда (редко) помогают снизить напряженность во время
беседы. А в своем «вопросительном» качестве они могут быть фатальны.
Знакома ли вам комбинация «утверждение вопрос», то есть так называемый
расширенный вопрос? Мы часто наблюдаем, как, например, во время интервью
журналист, желающий спровоцировать собеседника, спрашивает: «После завершения
своей предпринимательской карьеры у вас не было другого выбора, кроме как принять
пост министра. Кстати, сколько зарабатывает министр?» Формула «утверждение
вопрос» здесь очевидна, однако тот, кто соглашается отвечать, дает возможность
собеседнику доминировать в разговоре. Причем так происходит в 90% случаев.
Примеры
Позитивно: «Обоснуйте вашу просьбу, пожалуйста!»
Негативно; «Объясните, почему, с вашей точки зрения, я некомпетентен!»
Негативно: «Вы не можете требовать этого еще раз!»
Позитивно: «Сначала выскажите свое мнение!»
Что мы должны усвоить из всего вышесказанного?
Встречные призывы это встречные призывы, они не могут заменить
подходящий ответ.
Повторение встречного призыва не позволяет продвинуться дальше в разговоре.
Встречный призыв как ответ на негативный призыв может спровоцировать
развитие дискуссии в нежелательном направлении.
Встречные призывы служат для уточнения.
Встречные призывы глупы, если требуют ответа, который вы не хотите
услышать, или заставляют вас давать развернутые объяснения.
Встречные призывы в условиях неблагоприятной ситуации имеют смысл только
в сочетании с выражениями, содержащими прямую оценку, но при этом они усугубля-
ют негативные тенденции, как, например, при встречном призыве типа: «Обоснуйте
свое ошибочное мнение!»
Поэтому при обсуждении нежелательных для вас тем откажитесь от встречных
призывов и используйте высказывания, содержащие оценку. Вот пример правильной
ответной реакции:
«Расскажите нам, почему у вашей компании такой плохой имидж!» «Извините,
но это утверждение основано на неверных данных. Наша компания пользуется
авторитетом среди конкурентов, нас высоко ценят клиенты, и пресса отзывается
весьма позитивно, что я и готов с удовольствием продемонстрировать вам на
нескольких примерах».
|