взглядов на человека и привела к потере идеи целостного подхода. У этой проблемы есть свои
причины, прежде всего преобладание анализа как основного метода в медицинской науке.
В настоящее время описано 10 000 симптомов и нозологических форм различных заболеваний, а
более трехсот медицинских специальностей существуют для того, чтобы успешно справляться с
болезнями человека. Симптомы и синдромы, отражающие изменения, проявлялись и численно
увеличивались по мере эволюции человека, а
это значит, что постепенно нарушался универсальный
механизм приспособления. Древние защитные программы помогали человеку противостоять голоду,
холоду, нападению животных или врага. Благодаря им человек приобрел гибкость, подвижность,
терморегуляцию, слух, обоняние и пр.
По мере развития человеческой истории менялись нагрузки, от которых нет программ
генетической защиты, и теперь приспособление зависит от психических возможностей человека во
много раз больше, чем от его мышц, фасций, сухожилий и скорости бега. Опасным стало не оружие
врага, а слово.
Эмоции человека, изначально призванные мобилизовывать защитные реакции, теперь чаще
подавляются, встраиваются в специальный контекст, а со временем извращаются и могут стать
причиной разрушительных процессов в организме.
Каноны древней медицины подразумевали неразделимость телесного и психического. Каждый
орган был описан в тесной связи с соответствующей органу эмоцией. Болезнь органа влияет на
эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа
это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Еще
Платон говорил: «Где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».
Варианты разделения психической патологии и здоровья
Существует несколько подходов к разграничению психического здоровья и психической болезни,
или расстройства:
I. Биологический: жизнь человека сводится к «природной целесообразности», т. е. человек
должен вести себя так, как это «определено» природой или богом.
II.
Естественно-научный: при таком подходе возникает готовность к диагностическому
заключению по отдельным фактам патология родов, обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной
готовности, выявление на компьютеротомограмме кисты прозрачной перегородки и т. п.
III. Социальный: любое проявление социальной декомпенсации, антисоциальное поведение,
каковы бы ни были их причины, диагностируются как психическое расстройство (концепция Ч.
Ломброзо).
IV. Экспериментально-психологический: та или иная ненормативность психической функции, ее
отклонение от среднестатистических показателей, приводит к обнаружению «ненормальности».
Особенно часто это происходит при сочетании нескольких таких отклоняющихся показателей, и тогда
предлагается выносить заключение о психическом расстройстве.
В более широком смысле термин «психосоматика» означает такой метод изучения и лечения
больного человека, при котором учитываются не только биологические и психологические
(психиатрические) аспекты его физического страдания, но и влияние на них различных социальных
факторов. В связи с таким пониманием психосоматики высказывается точка зрения о том, что она
представляет собой не просто раздел общей патологии, а является основной концепцией медицины,
рассматривающей в единстве среду, соматическое и психическое. Как писал видный отечественный
интернист Д. Д. Плетнев (1927 г.), «нет соматических болезней без психических из них вытекающих
отклонений, как нет психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов».
Влияние психического состояния на соматическое
Психическое здоровье одна из важнейших составляющих общего здоровья.
Критерии психического здоровья (по ВОЗ)
|