Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
127
Если мы хотим получить цельную картину поведения респондента, а
не случайную реакцию на вопрос, необходимо (это важное средство получе-
ния интересующей нас информации) детально оговорить в анкете все ситуа-
ции, при которых респондент стал бы или не стал покупать тот или иной
холодильник. Их надо обсудить, обдумать. В этом и проявляется активная
позиция респондента. "Давайте обсудим, - говорится в анкете, - какой холо-
дильник Вы хотели бы купить?". Мы приглашаем респондента к обсужде-
нию, и в его процессе, ходе обдумывания ответов на вопросы, описываю-
щие различные ситуации при покупке холодильника, они звучат уже не как
требование ответа, а как желание узнать мнение опрашиваемого, понять его
истинное устремление и установки. В этом случае человек, которому мы за-
даем вопросы, выступает в роли активного лица, в мнении которого мы
очень заинтересованы.
При разработке вопросов следует помнить и учитывать, что респон-
денты довольно часто отвечают спонтанно, не обращая внимания на тип
вопроса и на то, что социолог просит не спешить с ответом, а внимательно
прочитать все предложенные альтернативы. Ими движет при этом желание
побыстрее ответить и отделаться от анкеты. Оно возникает в том случае, ес-
ли опрашиваемые оказались не заинтересованными в результатах опроса,
т.е. социолог не смог привлечь респондентов к совместной работе в качестве
активных партнеров, и беседа не удалась. А это показатель того, что анкета
построена неправильно, вопросы не продуманы, доверительные отношения
между социологом и опрашиваемым не установились. Правильные взаимо-
отношения, повторяем, необходимо строить на взаимном доверии. Респон-
дент отвечает формально, говорит не то, что хочет или может сказать в дру-
гих условиях тогда, когда он не верит в нужность Вашей анкеты, в результа-
тивность Вашего исследования.
"А почему Вы считаете, что люди отвечают
Вам искренне?"
Несмотря на то, что социология сегодня приобрела не скажу большой,
но явный авторитет в обществе, что за ней признали право голоса при ана-
лизе больших групп и слоев населения, что данные социологических иссле-
дований нередко являются единственным основанием для принятия реше-
ний и проведения широких мероприятий социального плана, тем не менее
некоторая настороженность к конкретным социологическим исследованиям,
к достоверности их данных все-таки сохраняется. Зачастую она выражается в
сомнении, что опрашиваемые отвечают искренне на вопросы анкеты. Ино-
гда, когда отчитываешься перед заказчиком, знакомишь его с результатами
опроса и вдруг слышишь: "А почему Вы считаете, что люди отвечают Вам
искренне?" И в самом деле, откуда у социологов возникает уверенность в
том, что респондент отвечает искренне?
Прежде всего необходимо сказать, что прямой и жесткой связи между
искренностью ответов респондентов и достоверностью получаемых в ходе
исследования результатов нет. Некоторые люди, далекие от социологии, на-
прямую связывают достоверность результатов исследования с искренностью
Hosted by uCoz