Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
129
Мы спрашиваем у женщин об их возрасте и выясняем в результате ан-
кетного опроса, что женщины всегда оказываются несколько моложе, чем на
самом деле. Это значит, что в своих ответах женщины (или часть из них) не-
сколько "омолодили" себя. Можно ли назвать их ответы искренними? Ко-
нечно, нет, если мы хотим получить информацию о среднем возрасте опра-
шиваемых женщин. Но в то же время их ответы можно считать вполне ис-
кренними с позиции их установок, мнения о себе по такому важному вопро-
су, как возраст. Ответы эти полностью отражают конкретную объективную
реальность - мнение и установки респондентов. Не случайно на вопрос
"Сколько Вам дают лет?" подавляющее большинство женщин, если не все,
отвечают, что им дают меньше лет, чем есть на самом деле. Разница в отве-
тах на этот вопрос заключается только в том, что одни говорят намного
меньше, другие немного меньше, чем на самом деле, но суть остается при
этом та же самая.
Ложный ответ - это тоже ответ, в котором отражаются определенные
отношения, установки, мнение респондента. Неискренние ответы могут
быть разными, но они всегда ограничены уровнем понимания и оценки дан-
ного события, а значит и вариантами ложного ответа, которых, как правило,
не особенно много. Поэтому достоверность результатов исследования зави-
сит в первую очередь не от феномена искренности или неискренности отве-
тов респондентов, а от четкого понимания социологом, какое явление отра-
жают полученные ответы, какие объективные процессы стоят за теми или
иными мнениями опрашиваемых. Это касается не только так называемых
неискренних ответов, но и всех без исключения ответов респондентов, даже
тех, которые, казалось бы, не вызывают сомнения в искренности.
Пожалуй, можно сказать, что неискренних ответов не бывает, есть
только высказанное респондентом мнение. В задачу исследователя входит
определить те объективные процессы, которые в нем отражаются. Эта зада-
ча и оказывается достаточно сложной. Хуже всего то, что она далеко не все-
гда бывает осознана самими исследователем. Отношение к ответам респон-
дентов как к обязательно адекватно отражающим объективную реальность
(за исключением неискренних) часто приводит к неверной интерпретации
полученных результатов, к неверным выводам и соответственно - неверным
рекомендациям. Несоответствие полученных выводов изучаемой объектив-
ной действительности, которое обнаруживается благодаря повторным ис-
следованиям или другим методам изучения, а то и просто в соответствии со
здравым смыслом, приводит исследователей к мысли о возможной неис-
кренности респондентов. На самом деле здесь, возможно, отражается неаде-
кватное понимание респондентами реальных проблем при ответе на вопро-
сы анкеты.
Но даже если жестко связывать достоверность результатов с искрен-
ностью ответов респондентов, то стоит подумать, часто ли встречаются та-
кая неискренность, часто ли респонденты выбирают неверный ответ и об-
водят кружочком кодовое число той альтернативы, которая, с их точки зре-
ния, не отвечает объективной реальности. Стоит подумать и о различных
причинах таких ответов. Может быть опрашиваемый стесняется ответить
|