Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
144
сы. Если в традиционной анкете в заочном опросе количество не ответив-
ших достигает 30%, в зависимости от типа вопроса, то в тестовой анкете ко-
личество не ответивших колеблется как в целом по анкете, так и по отдель-
ным вопросам в пределах 3-5%. Поскольку не ответившие, которые пред-
ставляют собой специфическую группу (они чаще всех болеют, чаще отлуча-
ются с работы, социально неактивны и пр.), оказывают влияние на репре-
зентативность, то сокращение количества не ответивших свидетельствует о
существенном преимуществе тестовой анкеты по сравнению с традицион-
ной.
4. Тестовая анкета, как правило, бывает примерно на одну треть
короче, чем обычная анкета аналогичного содержания. Соответственно она
требует меньше времени для заполнения, что также является аргументом в ее
пользу.
5. В тестовой анкете практически снята возможность влияния от-
ветов предыдущих вопросов на последующие, которая постоянно присутст-
вует в традиционной анкете, поскольку все вопросы (суждения) в тестовой
анкете выступают как независимые друг от друга и полностью самостоятель-
ные.
Есть и другие преимущества тестовой анкеты, которые постепенно
выявляются в практике их применения.
Однако, как и любая другая методика, тестовая анкета имеет свои не-
достатки. Прежде всего, это опасность возникновения монотонности от од-
нотипных по форме вопросов (суждений), последовательно выстроенных по
всему полю анкеты. Если таких вопросов (суждений) десять-двадцать, это не
страшно, но если их двести, триста, четыреста, то это вызывает сильную ус-
талость¹. Поэтому лучше всего тестовую анкету составлять небольшого объе-
ма, содержащую не более 100-150 вопросов (суждений). Форма тестовой ан-
кеты не разрешает вводить образные вопросы, строить ситуации, применять
игровые приемы, использовать вопросы по оживлению внимания, пробуж-
дению интереса, т.е. не позволяет использовать многие преимущества обыч-
ной анкеты.
Одна из существенных сложностей тестовой анкеты заключается в
том, что, составляя ее, необходимо строго следить за тем, чтобы понятийные
содержания суждений как альтернатив вопроса не пересекались и чтобы
объемы их не совпадали, как это иногда случается в вопросах традиционной
анкеты. В последней вопросе раскрывается серией ответов как подпонятий,
которые могут пересекаться, и объем одного понятия может частично вхо-
дить в объем другого (иногда это допускается правилами построения вопро-
сов, поскольку респонденты всегда соотносят предлагаемые понятия между
собой и выбирают только один ответ, полностью или частично соответст-
вующий содержанию вопроса). В тестовой анкете каждое такое подпонятие
(как альтернатива вопроса) выступает как самостоятельное, не связанное с
другим, и при ответах из-за разбросанности альтернатив по полю анкеты
1
Средняя традиционная анкета содержит от 200 до 500 альтернатив.
|