Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
145
респондент не может соотносить их между собой и выбирать наиболее при-
емлемый ответ.
На практике в процессе ответа может получиться так, что респондент
отвечает дважды на один вопрос или вопрос содержит два ответа, когда тре-
буется только один. Это происходит тогда, когда предлагаемые суждения,
являющиеся выражением альтернатив исследуемого вопроса, имеют пересе-
кающиеся объемы понятий. Например в вопросе "Бывают ли у Вас случаи
опоздания на работу?" с альтернативами (бывают часто, бывают редко, не
бывает), последние представлены в тестовой анкете в виде суждений:
У меня бывают довольно часто опоздания
на работу.......................................................... да нет
У меня бывают довольно редко опоздания
на работу........................................................... да нет
У меня не бывает опозданий на работу......... да нет
Представленные в различных частях анкеты данные суждения вос-
принимаются респондентами как самостоятельные, не связанные одним во-
просом. Лишенные возможности логического выбора, опрашиваемые неред-
ко воспринимают их как однопорядковые - опоздания бывают и отвечают
положительно на первую и на вторую альтернативы (в тестовой анкете - су-
ждение). Особенно это касается альтернатив с трудно различимым объемом
понятий. При ответах на суждения тестовой анкеты респондент, как прави-
ло, забывает, где и как он отвечал, какую альтернативу выбрал, и отвечает на
следующую альтернативу как на совершенно самостоятельную. Не надо го-
ворить, насколько сильно это искажает результаты опроса.
Для преодоления этих недостатков в тестовой анкете необходимо
применять альтернативы со строго разделяющимися понятиями, как, напри-
мер, в дихотомических вопросах с альтернативами "да" или "нет". Нельзя
включать в вопрос альтернативы с промежуточными понятиями. Так, в вы-
шеприведенном примере следует ограничиться только двумя альтернатива-
ми "опоздания бывают" и "опозданий не бывает", исключив третью - "опо-
здания бывают редко". Только в этом случае можно добиться четкого разде-
ления понятийного содержания суждений тестовой анкеты в ответах рес-
пондентов. Тестовая анкета может быть использована только как одна из
возможных методик (инструментария) снятия социологической информа-
ции. Учитывая ее преимущества и недостатки, можно применять ее для ре-
шения тех или иных специфических задач социологического исследования.
Правда, можно соединять обычную, традиционную и тестовую анкеты, ис-
пользуя преимущества той и другой. Но в каждом конкретном случае, в каж-
дом конкретном исследовании социолог должен выбирать соответствующую
поставленным задачам и целям исследования методику.
В принципе как традиционная, так и тестовая анкеты представляют
собой лишь одну из возможных методик (инструментов) для снятия соци-
альной информации. Их может быть много, и они весьма разнообразны по
форме и по содержанию. Увеличивать количество методик и инструмента-
рия, конечно, не является самоцелью. Каждая методика призвана решать
специфические задачи, но учитывая, что этих задач весьма много и некото-
|