Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
146
рые из них требуют специальных инструментов, можно понять необходи-
мость изобретения новых методик исследования.
Хаос вопросов со строгой логикой построения
Логика хаоса. Однажды произошел такой случай. В 1981 г. проводи-
лось исследование по теме "Влияние удовлетворенности трудом на стабили-
зацию трудового коллектива". В процессе работы заказчику была предостав-
лена для утверждения программа и методика исследования. Через неделю
мы получили анкету, на которой через все поле было выведено: "Не подсо-
вывайте мне несовершенную анкету!" Несмотря на столь категоричное заяв-
ление, это были еще цветочки. Ягодки нас ждали впереди. При встрече за-
казчик полностью вылил на нас свое негодование. Работа велась по хоздого-
вору, и он считал себя вправе высказать все, что думал по этому поводу. "Мы
платим Вам большие деньги, а Вы нам подсовываете всякую ерунду. В анке-
те нет никакой логики, никакой последовательности, вопросы прыгают с
одной темы на другую, заполнить ее невозможно. Это какой-то хаос вопро-
сов", - сказал он. Сам того не ведая, заказчик сформулировал одно из основ-
ных правил построения методики социологического исследования "анкета -
это хаос вопросов".
В самом деле, правильно составленная социологическая анкета остав-
ляет именно такое впечатление: никакой логики в рассуждениях, отсутствие
последовательности в вопросах, непонятные переходы от одной темы к дру-
гой. Такая анкета часто раздражает несведущего человека. На самом деле ни-
чего необычного здесь нет. В свободной беседе, например, мы довольно час-
то перескакиваем с одной темы на другую: говорим о погоде, о работе, о
личных делах. И ни у кого это не вызывает неудобства, поскольку любая бе-
седа строится в соответствии с логикой межличностного общения. Впрочем,
любой печатный текст имеет свою внутреннюю логику, несмотря на иногда
внешнюю несвязанность его структурных элементов. Однако в анкете, когда
представляешь ее на обсуждение, нередко это вызывает удивление. Это про-
исходит потому, что, как правило, внешнему взгляду не всегда ясна внутрен-
няя логика анкеты, т.е. кажется непонятным, зачем был задан тот или иной
вопрос и каким образом вопросы связываются друг с другом.
Чем объясняется такая внешняя непоследовательность вопросов по их
содержанию? Можно построить анкету таким образом, чтобы она выглядела
логически непротиворечивой и имела строгую последовательность одно-
типных по содержанию вопросов? Некоторые авторы по методике исследо-
вания придерживаются именно такого метода построения анкеты, и смысл
здесь безусловно имеется, о чем будет сказано дальше, но чаще всего этого не
получается из-за ряда методических требований. Каких же именно требова-
ний.
Во-первых, логически построенная анкета (в данном случае речь идет
о чисто внешней, визуальной, а не внутренней логике), когда один вопрос
логически следует из другого или имеется их тематическая последователь-
ность, иногда совершенно непреднамеренно может повлиять на чистоту от-
ветов. Дело в том, что ответ на последующий вопрос может быть предопре-
|