Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
152
прочитать так много слов, да еще напечатанных мелким шрифтом (и не
очень качественно, как это часто бывает при тиражировании на ксероксе),
становилось скучно. Перелистав анкету, хотелось отложить ее в сторону. Та-
кое чувство было у нас, социологов, готовивших исследование, так чего же
было ожидать от респондентов? В конце обеих анкет респондентам были
заданы контрольные вопросы о субъективном восприятии анкеты. Кроме
того, был проведен объективный анализ восприятия малословной и много-
словной анкет. Что же мы получили в результате такого эксперимента?
В многословной анкете, по сравнению с малословной, значительно
уменьшилось количество респондентов, которым анкета понравилась (80 и
39%), но увеличилось количество респондентов, которым анкета не понра-
вилась (11 и 26%). Увеличилось субъективное время заполнения анкеты. Ес-
ли в малословной анкете это время оказалось несколько меньше, чем реаль-
ное среднее время для заполнения, то в многословной анкете субъективное
время заполнения было на 22% больше среднего реального времени запол-
нения. Но самое главное состояло в том, что в многословной анкете увели-
чилось количество отказов от ответов. Если в малословной анкете отказав-
шихся в среднем насчитывалось 3-5%, то в многословной этот процент по-
высился до 20%, причем с резким увеличением количества отказов к концу
анкеты, что говорит о снижении интереса. О том же говорит и увеличение
количества ответов на первую альтернативу. Респонденты не стали утруж-
дать себя чтением всех альтернатив многословной анкеты и выбирали по
преимуществу первую, которая и получила большее наполнение по сравне-
нию с остальными.
И, наконец, снизилось общее количество ответивших на отдельные,
прежде всего сложные понятийные вопросы, т.е. респонденты опять не ста-
ли утруждать себя, вникая в смысл не только сложного, но и многословного
вопроса, и нередко просто оставляли его без ответа. В результате слабее про-
явился ряд зависимостей, которые довольно четко прослеживались в мало-
словной анкете. Все это наглядно показывает отрицательное влияние много-
словности анкеты на результаты исследования.
Конечно, на отношение к анкете значительно влияет психологическое
ее восприятие, если ее содержание интересно респонденту, то другие факто-
ры, в том числе и многословность, играют уже меньшую роль. Но все же
лучше придерживаться некоторого оптимального количества слов в анкете.
Сколько же их может быть?
Опыт социологической практики и анализ социологических анкет по-
казывает, что в среднем анкета содержит примерно 100-150 слов на страни-
цу. Страница многословной анкеты иногда охватывает 150-200 и даже 300
слов. Это составляет примерно столько же знаков, сколько их бывает на
странице, напечатанной на машинке через 2 интервала. В текстовом вариан-
те чтение не вызывает, как правило, трудностей, поскольку текст всегда ло-
гически связан. Однако чтение анкеты, где вопросы выступают каждый сам
по себе, вне явной логической связи, да еще набранные мелким, неудобным
для чтения шрифтом и специальным образом расположенным, вызывает
|