Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
153
большие трудности. Малословная анкета имеет на странице от 120 до 140
слов, и это, на наш взгляд. является оптимальным с точки зрения удобства.
Необходимо учитывать, что объем анкеты по количеству слов может
меняться в зависимости от категории опрашиваемых. Так, респондентам,
имеющим высокий уровень образования, можно предлагать, если это требу-
ется задачами исследования, относительно многословную анкету, тогда как
для людей, не привыкших к текстовым материалам и имеющим низкий уро-
вень образования, лучше строить малословную анкету.
Так, социолог В.Д. Шапиро в исследовании проблем труда и быта
пенсионеров (ИСИ АН СССР, 1973 г.), учитывая возрастные особенности
респондентов, построил анкету таким образом, чтобы на каждую ее страницу
в среднем приходилось 50 слов. Кроме того, и площадь страницы, и шрифт
были увеличены примерно в два раза по сравнению с обычной анкетой. Та-
кая анкета читалась быстро и легко воспринималась.  
Говоря о проблемах многословной анкеты и рекомендуя придержи-
ваться некоторого оптимального количества слов в ней, надо сказать, что
речь здесь идет только о так называемых прямых вопросах, которые необхо-
димо отличать от ситуативных и образных. В последних многословность яв-
ляется необходимым условием, поскольку они должны подробно описывать
ту или иную ситуацию, чтобы донести до респондентов мысль или понятие,
содержащиеся в вопросе. В прямых вопросах смысл дается в общих поняти-
ях, что требует четкого подбора понятий и понятийных выражений. Каждое
новое слово как понятие, не обусловленное смысловым содержанием вопро-
са, может затруднить его понимание респондентом и, как уже говорилось,
даже отвлечь его внимание.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский сказал: "Чем меньше
слов, тем меньше недоразумений"¹. Правда, это было сказано совсем по дру-
гому поводу, но это высказывание подходит и к нашему случаю.
Действительно, лишние слова нередко приводят к недоразумению.
Вопросы и альтернативы необходимо формулировать коротко и ясно, чтобы
можно было понять смысл с первого чтения: "Какова категория сложности
туристического похода, в котором Вы последний раз участвовали?", "Кем Вы
работали до поступления на данное предприятие?", "Любите ли Вы телепе-
редачу "В мире животных"?" и т.д. Повторяем, что простую анкету построить
довольно трудно, и если вам кто-нибудь скажет после ваших многодневных
и мучительных трудов: "Такую анкету и я мог бы составить", попросите его
это сделать. И если он попытается, то вы никогда не услышите от него по-
добных высказываний.
Малословность или многословность анкеты непосредственным обра-
зом влияют на общий объем анкеты, под которым понимается общее количе-
ство вопросов. Связь эта прямая: многословная анкета с большим количест-
вом вопросов делает анкету объемной, тогда как малословная анкета с не-
большим количеством вопросов делает ее компактной.
Надо учесть, что влияние этих двух факторов не однозначно. Большое
количество слов может быстрее утомить респондента, даже если анкета со-
                                                                
1
Цит. по: Вопросы философии. 1978. ¹ 11. - С. 74.
Hosted by uCoz