Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
170
Глава 5. Техническое оформление анкеты
Первая страница
Первая страница как визитная карточка, как первое знакомство, И ес-
ли мы хотим, чтобы это знакомство состоялось и было приятным, необхо-
димо хорошо позаботиться о своей визитке, позаботиться о том, как начать
анкету.
Первая страница несет определенную функциональную и эмоцио-
нальную нагрузку, что нередко упускают из вида начинающие социологи.
Хотя количество информации на первой странице, как правило, невелико,
значение ее достаточно большое, и если неправильно ее подать, то это мо-
жет сказаться на всем опросе.
Какая же информация присутствует на первой странице? Прежде все-
го указывается организация, которая проводит исследование. Это правило
обычно соблюдается. Правда, иногда им и злоупотребляют, и на титульном
листе перечисляется так много различных организаций, так или иначе при-
частных к исследованию, что у респондента пестрит в глазах.
Вряд ли стоило перечислять все организации, достаточно было ука-
зать только одно предприятие, где и проходило исследование. Не надо за-
громождать первую страницу излишней информацией.
Необходимо помнить, что указание организации на титульном листе,
особенно, если это не научное учреждение, а министерство, завод, различ-
ные предприятия, под чьей эгидой проводится исследование, может привес-
ти к снижению искренности ответов, поскольку в качестве исследователей
здесь выступают люди, которым подчинены опрашиваемые. И хотя специ-
ального изучения этой зависимости не проводилось, это мнение не безосно-
вательно. С. Михайлов пишет: "Лучше всего, когда организатором является
научное учреждение. Когда организатором является учреждение, от которого
исследуемые лица весьма зависимы, то указание на это учреждение может
отрицательно отразиться на достоверности информации. В таком случае
следует найти выход, который устраняет эту опасность"¹.
С этим мнением нельзя не согласиться, исходя из собственного опы-
та. Нередко заказчиком исследования выступает учреждение или предпри-
ятие, которое, естественно, указывается на первой странице. Из-за этого
иногда, правда, не особенно часто, приходится сталкиваться с определенной
настороженностью, неудовлетворенностью, особенно если в качестве рес-
пондентов выступает инженерно-технический или управленческий персо-
нал. Бывают даже случаи отказов от заполнения анкеты. Выходом из таких
ситуаций, по мнению С. Михайлова, может быть привлечение в соисполни-
тели научных коллективов или проведение исследований под руководством
общественных организаций².
Нередко на титульном листе размещают инструкцию по заполнению
анкеты. Вряд ли это правильно, поскольку сильно утяжеляет первую страни-
                                                                
1
Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975. - С. 148.
2
См.: Там же.
Hosted by uCoz