Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
173
ности", не верим, что он захочет дать нам "полные" и "точные" ответы, поче-
му-то думаем, что он не отнесется к нашей анкете "серьезно" и "благожела-
тельно". Право, такого отношения к себе респондент не заслужил и повода к
нему не давал.
Представьте себе, что в беседе с кем-то Вы начнете разговор с того,
что попросите собеседника не врать, отвечать искренне, серьезно и благо-
желательно. Вряд ли он захочет после этого с Вами разговаривать. Лучше
избегать таких призывов, поскольку, как говорится, кроме вреда никакой
пользы они не приносят. Главное же состоит в том, что искренность, благо-
желательность, точность и т.д. зависят не от наших увещеваний, а от пра-
вильного построения вопросов и анкеты в целом.
Как уже говорилось, анкета - это анонимный документ. В самом деле,
исследователя не интересует в данном случае фамилия респондента, но для
каждого респондента анкета - это документ. который раскрывает некоторые
его личные стороны. Не всегда бывает приятно, если письменно выражаешь
некоторые свои мысли, оценки, даже не интимного характера, и не знаешь,
кто будет читать. Мне самому не раз приходилось заполнять чужие анкеты и,
надо признаться, что ощущения не всегда были самые приятные. Если кто-
нибудь из читателей заполнял опросные листы или анкету, то, вероятно, он
согласится со мной. Гарантия сохранения анонимности имеет важное пси-
хологическое значение, поэтому в инструкции всегда указывается: "Результа-
ты исследования будут использованы только в научных целях...", "Фамилию
указывать не обязательно".
Но и здесь тоже надо быть корректным. Не следует писать категорич-
но: "Фамилию не указывать" или "Нас Ваша фамилия не интересует, а нужны
только ответы". Собственная фамилия, имя - одно из самых дорогих момен-
тов в жизни человека, и вряд ли ему понравится, если мы будем подчерки-
вать, что нас не интересует его фамилия, нас вообще ничего не интересует,
кроме ответов. А потом, почему бы не дать ему возможности написать свою
фамилию? Некоторые респонденты подписывают свои анкеты.
Вторая важная часть инструкции
- описание основных правил за-
полнения анкеты. Обычно в этой части выделяются три момента:
обращается внимание респондента на то, что он должен выбрать из
предлагаемого набора альтернатив ту, которая больше всего соответству-
ет его мнению;
что он может дописать ответ сам, если ни один из предлагаемых ответов
его не устраивает, для этого и оставлено свободное место;
что он должен обвести кружком стоящую напротив выбранного ответа
цифру, а не подчеркивать ее, не ставить галочки и пр.
В инструкции обычно обращается внимание респондентов на порядок
заполнения анкеты. Для этого вводится фраза: «Внимание! Обратите
внимание на порядок заполнения анкеты.»
Большинство вопросов анкеты содержит возможные варианты отве-
тов. Выберите те из них, которые соответствуют Вашему мнению, отметьте
их, обведя кружком стоящую напротив цифру. Если ни один из предлагаемых
|